Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Популяризация музыки – это вздор

Роман Минц и Дмитрий Булгаков — интервью

Организаторы рождественского фестиваля «Возвращение» рассказали «Парку культуры», где собирается стадо настоящих ценителей искусства, почему государство не дает им денег, чем опасна популяризация классической музыки.

В 1997-м году юные музыканты Роман Минц и Дмитрий Булгаков, после гнесинской музыкальной школы продолжавшие обучение в Европе, встретились в Москве с бывшими однокашниками, многие из которых, как оказалось, также предпочли заграничную школу. Поскольку уезжали не навсегда, а за наукой, возвращение представлялось абсолютно логичным. Отсюда — фестиваль, затеянный Минцем и Булгаковым, названный «Возвращением» и объединивший в результате не только бывших однокашников, но и просто музыкантов новой генерации. По сей день оставаясь структурой некоммерческой и нерегулярно спонсируемой, за истекший период фонд «Возвращение» осуществил более десяти проектов, среди которых «Репрессированная музыка» (тур по городам Германии, выпуск книги и диска) и ежегодная премия лучшему камерному ансамблю для учащихся музыкальных школ.

И, главное, уже одиннадцатый раз на святки в Рахманиновском зале Московской консерватории фестиваль «Возвращение» представляет несколько тематических камерных концертов, определяя моду на классическую музыку, существующую независимо и параллельно не сходящему с афиш официозу.

— Дмитрий преподает в консерватории и школе им. Гнесиных. Роман консультирует английскую фирму звукозаписи, вы оба – исполнители музыки в различных проектах. Какой вид деятельности на первом месте?

Минц:
— Проект, который человек делает сам, когда он ни от кого не зависит, — то, что называется «свое дело». Поэтому мероприятия, в которых мы участвуем в рамках фонда «Возвращение», нам ближе, чем участие в чужом проекте.

— Как вы делите власть все эти одиннадцать лет?

Булгаков:
— У нас есть право вето. То есть если кто-то с чем-то не согласен категорически, то этого не будет. Наши художественные вкусы не то чтобы абсолютно идентичны, но есть общий взгляд на то, что нам не нравится. Есть то, что кому-то интересно больше, а кому-то меньше. Если мне это интересно меньше, но сделано с большим интересом, то я – не против.

— Что изменилось за эти годы в ваших эстетических позициях? Как эволюционировал фестиваль в плане статуса?

Булгаков:
— Когда люди взрослеют, параллельно естественному процессу познавания мира меняются и представления о музыке. Но подход к самой идее, к тому, как фестиваль должен выглядеть, у нас до сих пор тот же: тот же зал, те же четыре--пять программ, те же разные темы. Изначально мы вообще ни о чем не думали. Ни о каком статусе. Но появились публикации в прессе, на фестиваль стали проситься люди, в нем захотели принять участие иностранные исполнители, наступил момент, когда мы почувствовали, что фестиваль стал известным.

— Как вы себе объясняете отсутствие поддержки вашего проекта государством?

Булгаков:
— К сожалению, это – обычная ситуация. Где-то в середине пути, получив открытку со штампом из Министерства культуры о том, что в заявке на финансирование фестивалю отказано, мы удивились. Сейчас – не удивились бы. Государство, в принципе, предпочитает поддерживать более масштабные и пафосные мероприятия. Кроме того, взаимоотношения с государством, как и со спонсорами, – отдельная сложная работа, забирающая уйму времени и сил.

— Для этого есть профессионалы…

Минц:
— Профессионалы, с которыми приходилось сталкиваться, могут работать только по заданному трафарету. Наш проект не вписывается в эти трафареты. Гораздо легче продать то, что уже продается, чем творчески подойти к нашему проекту. Продукт нетипичный.

Булгаков:
— Наш фестиваль в Рахманиновском зале не может работать на самоокупаемость. Не говоря уже о прибыли. Это – раз. Фестиваль, который не выстраивает программу под определенного спонсора, не выставляет на витрину какие-то гиперизвестные имена, конечно, в принципе, не является коммерческим проектом.

— А на что вам не хватает денег? У вас же все приезжают добровольно, выступают бесплатно?

Минц:
— В этом году до последнего момента не было денег, чтобы оплатить людям авиабилеты. Такая ситуация у нас впервые за много лет. Наш постоянный меценат — англичанин Георг фон Опель, который ни разу так и не видел нашего фестиваля, по этой самой причине отказался нам помочь. Поскольку фестиваль совпадает с каникулами, которые он проводит в Швейцарии. А мы не можем ради него сдвигать даты, поскольку даты особенные. А кроме того, если мы их сдвинем, потеряем большое количество участников, приезжающих в Москву на рождественские каникулы.

Булгаков: Зато все эти годы мы ощущаем поддержку Москонцерта, Гнесинской школы, а банк «Софрино» оказывает реальную финансовую помощь. Кроме того, в этом году появился контакт с Госконцертом, и мы рассчитываем на хорошие партнерские отношения с ними, потому что, как мне кажется, руководство этой организацией понимает смысл мероприятия. Если бы сегодня нам пришлось самим на ксероксе печатать афиши и умолять людей приехать совсем бесплатно, как это было в первые годы, то мы бы, наверное, пропустили год. А тогда нас такая ситуация совсем не смущала, нам казалось – все будет.

— А те, кого сегодня воспринимают как звезд, где-то высказываются о вас в положительном смысле?

Булгаков:
— Во-первых, у нас до сих пор нет и, я думаю, не будет попечительского совета. Чтобы не было никакого перекоса в ту или иную сторону сложного внутримузыкального мира, мы попечительский совет не создаем. Чтобы потом не говорили, что мы «под кем-то ходим». Кроме того, теплые слова, как правило, пишутся самими исполнителями и даются на подпись сильным мира сего.

— Кто эти люди, что сидят у вас в зале?

Булгаков:
— Билеты на нас стоят от ста до трехсот рублей. Потому что есть люди, для которых даже пятьсот рублей – невозможные деньги. Это те ценители музыки, для которых мы делаем несколько проектов в год, чтобы они могли попасть на концерты. Люди, которые приходят на музыку, на программу, а не на светское мероприятие.

— Вы вообще не ставите себе целью популяризацию классической музыки?

Минц:
— Популяризация – это вздор. Я уверен, что большие музыканты в тот момент, когда они встают на путь популяризации серьезной музыки, делают резкое движение вниз в плане исполнительства. Я не знаю других примеров.

— А Большой зал консерватории?

Булгаков:
— Я не верю в Большой зал консерватории. Не верю в стадо настоящих ценителей искусства. Я не верю в симфонический оркестр. Я могу судить только о качестве игры симфонического оркестра. Но я не верю в музыкальный посыл – в то, что сто человек в едином порыве могут тебе что-то передать. Поэтому я занимаюсь камерной музыкой. Так же и с публикой. Поэтому нам неоднократно давали советы перенести фестиваль в Малый зал, но пока нас устраивает Рахманиновский зал. Нам нравится этот зал, нравится атмосфера, неповторимая акустика.

— Чему вас учит опыт участия в зарубежных музыкальных фестивалях?

Булгаков:
— Меня этот опыт учит правильному отношению к участникам. Я сталкивался с хамством со стороны организаторов фестивалей, будучи исполнителем. Что касается музыкальной составляющей, то наиболее интересным опытом для меня является «Возвращение».

— Каков принцип составления программы?

Булгаков:
— Сначала возникает желание исполнить какое-то произведение, потом мы смотрим его историю и находим пересечения с другой музыкой.

— Скажем, программа вечера 10 января — «Кино»?

Минц:
— Концерт объединил музыку кино, которая, выйдя из фильма, стала самостоятельной, концертной, и наоборот – концертная музыка, подложенная по каким-то причинам под визуальный ряд. Там только два произведения, которые были написаны давно, а потом использовались в кино, – баллада Шопена, играющая несущую роль в фильме «Пианист» Романа Полански, и Прелюдия и фуга ми-бемоль минор Баха, которая звучала в «Сказке сказок» Норштейна, там, где корова прыгает через скакалочку.

— А концерт, посвященный подражанию в музыке?

Минц:
— Там есть произведения, которые просто стилизованы под чужой стиль. А есть несколько произведений, которые в свое время были успешной фальсификацией. То есть их выдавали за произведения других композиторов.

Булгаков:
— Скажем, музыка Казадезюса — непременный атрибут школьной программы, однако под именем Иоганна Кристиана Баха. А стилизации Крейслера были настолько популярны в его время, и публика настолько верила в их подлинность, что требовала от него исполнения именно этих произведений, а не того, что он написал сам.

— Какой концерт из заявленных в программе – более высоколобый, какой – менее?

Минц:
— У нас все концерты – высоколобые.

Новости и материалы
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил ему ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Марочко сообщил, что украинские военные сбросили тела неизвестных в реку
ВС РФ уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР
«Вашингтон» без сломавшего ногу Овечкина проиграл «Колорадо»
Во время урагана в Москве пострадали не менее четырех человек
Стало известно, как Украина хочет «сбивать» российские ракеты «Орешник»
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Крупная автомобильная авария произошла на юго-востоке Москвы
США предупреждали союзников о применении Россией «экспериментального оружия»
«Вашингтон» опубликовал заявление о переломе ноги у Овечкина
Рэпер Noize MC не признал вину в дискредитации российской армии
Снижение скорости интернета может указывать на подключение чужих к Wi-Fi
Медведев опубликовал видео атаки российской гиперзвуковой ракетой «Орешник»
В Москве и Подмосковье замедлился рост цен
В православном монастыре Германии рассказали о единении русских и украинских прихожан
ВС РФ уничтожили опорный пункт ВСУ, мешавший продвижению под Купянском
Все новости