Время не стоит на месте, и порой приходится актуализироваться – приводить свои привычные суждения в соответствие с новой реальностью. Ватикан вынужден был официально признать теорию Большого Взрыва, а Голливуд решил объяснять доступным языком, кто такой Санта Клаус. Потому что старые мифы и легенды – все это чушь из прошлого тысячелетия. Современным людям необходимо рассказать о Санте более современно. Не так современно, конечно, как в «Плохом Санте», где Санта Билли Боб Торнтон был алкашом, надирался и мочился под себя, но вектор мысли – правильный.
Кто такой Санта? Обычный человек, у него тоже, как и у многих из нас, есть брат- раздолбай.
Санта – святой. Вы знаете, дети, что значит святой? Если человек очень добрый и хороший, то потом он становится святым. А над святыми не властно время – они бессмертны. Тут все с ужасом вспоминают мучения Дункана Маклауда, который рад был бы помереть, да не мог, и жутко страдал от одиночества, но авторы фильма ничтоже сумняшеся продолжают заливать – а когда человек святой, то бессмертие дается не только ему, но и его родителям. И брату. А также, конечно, жене. (Риторический вопрос из зала: интересно, а на жену брата оно распространяется? Да и вообще, любопытен механизм и нюансы – коснется ли благодать второй жены Санты, и действует ли бессмертие после развода?) Однако, не вдаваясь в подробности, фильм после краткого историко-религиозного экскурса быстренько переносит нас в современность.
Фред Клаус, обладающий лицом Винса Вона, то есть идеальной физиономией для того, чтобы изобразить плохого-хорошего парня, который на деле очень положительный и просто немного сбился с пути, живет в США, постоянно подводит свою девушку (Рэйчел Вайс) и проворачивает сомнительные делишки. Тучи сгущаются – и вот уже Фред сидит в полицейском участке, и вскоре будет вынужден отправиться в добровольную ссылку на Северный полюс к брату Санте (Пол Джиаматти). Там Фреда встречает странная компания – братец со стервой-женой (Миранда Ричардсон), сексапильная Снегурка, политкорректно называемая помощницей, карлики-ниндзя и много эльфов.
Эльфы, как мы смутно припоминаем из новогодних сказок (не путать с «Властелином колец»), небольшие существа.
Так вот, не думайте, что эльфы в фильме — результат компьютерной графики. Без нее, конечно, не обошлось, но не обошлось и без неоценимой помощи нашей страны. В тот момент, когда режиссер Добкин грустно размышлял, где бы ему взять столько лилипутов для исполнения эльфов, на кастинг заявилась русская цирковая группа, состоящая из 32 «маленьких людей». Для массовки их размножили при помощи компьютера, и, в общем, получилось внушительно.
Тем временем дело осовременивания живет: Санта, хоть и говорит свое коронное «хо-хо-хо», вполне нормальный мужик с обычными человеческими проблемами. У него депрессия, и он страдает от ожирения, а на его фабрику игрушек вот-вот должна нагрянуть проверка (проверка приходит в лице брутального Клайда в исполнении Кевина Спейси, который традиционно выглядит страшным маньяком).
Разумеется, «Фред Клаус, брат Санты» не назывался бы голливудской рождественской комедией, если бы не был насквозь пропитан поучениями и моралью – снова нужно верить в себя, снова толерантность и душевное родство важнее внешних данных, снова надо любить семью.
Впрочем, перетерпеть нотации и посмотреть эпопею про братьев Клаусов стоит ради двух шикарных эпизодов. В одном из них Фред сидит на психотерапевтическом собрании, организованном для людей, страдающих от славы своих знаменитых родственников. В числе участников сборища — реальные Фрэнк Сталлоне, Роджер Клинтон и Стивен Болдуин. Вторая незабываемая сцена — Санта дарит на Рождество заклятому врагу Спейси плащ Супермена. «Примерьте», — говорит Санта. «Ну что вы, — кокетливо опустив глазки, отвечает довольный Спейси, – мне ведь уже 45…» И в тот момент, когда этот трогательный диалог между старым добрым волшебником и главным киноманьяком Америки с трудом, но все-таки укладывается в голове, понимаешь – загрузка выполнена. Актуализация закончена.