Премия «Золотой глобус» представляет собой беспрецедентный продукт масштабного пиара. Иначе как еще можно объяснить тот факт, что вручение наград странной закрытой организации — Американской ассоциации иностранных критиков, аккредитованных в Голливуде, состоящей из малоизвестных журналистов, — проходит с неизменной помпой и считается второй по значимости американской премией после «Оскара». Более того, ни одна статья про вручение «Золотого глобуса» не обходится без традиционного заявления о том, что «Глобус» — это репетиция «Оскара». После этого часто следует традиционное опровержение традиционного заявления — мол, вообще-то, это совсем не так, и списки номинантов у этих премий всегда довольно сильно различаются.
«Золотой глобус» — премия менее официозная и может себе позволить обращать свой благосклонный взор в сторону маргиналов. На этот раз в списке номинантов, объявленных на церемонии 13 декабря, к общей радости всех и вся, присутствуют аж два голливудских маргинала — Тим Бартон и братья Коэн — то есть три, учитывая что братьев все-таки двое. Соревноваться им придется за режиссуру, а вот фильмы их попали в разные номинации, поскольку фильм Бартона – хоррор-мюзикл, а мюзиклы «Глобус» награждает отдельно.
Список номинантов на лучший фильм года по-хорошему разнороден, в нем есть триллеры и драмы разной степени политкорректности и, на всякий случай, один романтический фильм.
В список входят упомянутые Коэны с фильмом «Старикам здесь не место» — мрачным кровавым триллером, ставящим жирную точку на череде комедий, которые Коэны снимали последние годы. «Старикам здесь не место» ассоциация критиков Нью-Йорка уже назвала лучшим фильмом года. «Гангстер» Ридли Скотта – мафиозный эпос-байопик про чернокожего наркобарона Фрэнка Лукаса. Практически комедия — изобилующий гомерически смешными деталями «Порок на экспорт» Кронненберга, освещающий разборки русской мафии в Лондоне. «Нефть» Пола Томаса Андерсена, снимающего редко, но метко (это его третий успешный фильм после «Ночей в стиле буги» и «Магнолии»), — на этот раз экранизация американского классика Адама Синклера о нефтедобывающей компании 20-х годов, фильму уже прочат «Оскара». А также «Майкл Клейтон» — судебная драма с Джорджем Клуни, в которой Клуни второй раз после «Невыносимой жестокости» Коэнов играет роль сомнительного адвоката, которому придется столкнуться с нелегким жизненно-профессиональным выбором, но это уже будет совсем не смешно. «Великие спорщики» — проблемное кино Дэнзела Вашингтона о черных студентах и романтическая драма «Искупление» Джо Райта с Кирой Найтли, снятая по роману Иена Макэвана.
За награду «лучшая комедия/мюзикл» будут бороться мюзикл Тима Бартона «Суини Тодд» с Джонни Деппом, в котором Депп самолично поет.
По признанию актера, это было для него настоящим стрессом: «Я даже под караоке никогда не пел», — сказал Депп.
Компанию ему составят мюзикл «Через вселенную», снятый по мотивам песен Битлз, «Лак для волос» — музыкальная комедия про толстушку, жаждущую танцевать; комедия «Юно» и «Война Чарли Уилсона» — фильм с Томом Хэнксом и Джулией Робертс о легкомысленном конгрессмене.
Среди номинантов на лучший фильм на иностранном языке вполне ожидаемо присутствует драма про аборты «4 месяца, 3 недели и 2 дня» румына Кристиана Мунджиу, получившая всевозможные премии, включая гран-при Каннского фестиваля, «Вожделение» Энга Ли (а в прошлом году «Глобус» взял гей-вестерн Энга Ли «Горбатая гора») и «Персеполис» — иранский мультфильм-комикс.
Наша «Александра» Сокурова, которую многие надеялись увидеть в этой категории, увы, отсутствует.
В числе актеров и актрис, претендующих на премии Ассоциации прессы, Кейт Бланшет (будет забавно, если она получит «Глобус» за роль Елизаветы в «Золотом веке» — в прошлом году Хелен Миррен достались награды за исполнение королевы аж в двух номинациях – за роль Елизаветы в телефильме «Елизавета I» и за английскую королеву, но не Елизавету в «Королеве»), Анжелина Джоли, Джоди Фостер, Кира Найтли, Джордж Клуни, Дэнзел Вашингтон, Дэниэл Дэй Льюис и Вигго Мортенсен.
После объявления номинантов Ассоциация на месяц погружается в мучительные раздумья, и 16 января объявит победителей. Что ж, пожелаем иностранным критикам, выставившим в этом году такой замечательный список номинантов, не останавливаться на достигнутом и наконец-таки отметить не балованных премиями Бартона и Коэнов, при этом не разорваться при выборе, достойном буриданова осла.