Конечно, изначально никто не замышлял, что экспозиция из четырех десятков картин первых имен импрессионизма, модернизма и XVI века одной только страховой стоимостью в $20 млн должна появиться в стенах галереи в подобном статусе. Но автором этого патетического режима неожиданно выступила Шереметьевская таможня, которая с 18 октября 25 дней без единого намека на юридические причины и официальные объяснения удерживала все работы на своем складе. Тем самым внушая подозрения в смутных планах на «прекрасных пленниц», среди которых были совсем уж садистические: внутри Шерметьево-карго, куда свезли ящики с картинами, можно находится только в валенках и рукавицах. Колорит ситуации обеспечивало, с одной стороны, наличие от галереи «Школа» всех экспертиз, присутствие на выписке груза специалиста Минкульта, а с другой – загадочное поведение таможни, которая устными распоряжениями начальников и ответами подчиненных три недели искусно удерживала у себя работы, одновременно уверяя, что положительные решения давно приняты.
Любой человек, столкнувшись с проблемами у той же DHL, может оценить специфику нашей таможни как «государства в государстве», которое общается с внешним миром через медиумов-брокеров.
И хотя у каждого профессионального перевозчика есть персональный посредник, история, подобная случившейся, заурядна и повсеместна. Уникальность данного случая в его широкой огласке СМИ и удивительной бесплодности обращений за разъяснениями таких людей, как начальник управления Россвязьохранкультуры Виктор Петраков. В итоге 13 ноября, на следующий день после распространения пресс-релиза с рассказом о происходящем, галерея внезапно получила работы, а Шереметьевская таможня выпустила собственный недоуменный релиз с утверждением о банальном случае затянувшегося оформления нужных бумаг.
Созданная в прошлом году галерея «Школа» сконцентрировалась на импрессионистах и модернистах, с которыми удачно выступила на предпоследнем Антикварном салоне. А на прошедший в октябре в партнерстве с нью-йоркской галереей Chowaiki/Mosionzhnik привезла претерпевшую приключения коллекцию галериста Тодда Хатчесона. Часть собирались показать на своем стенде, куда были приглашены музейные эксперты. Дело в том, что эти картины должны стать отправными точками для больших сюжетных выставок, которые «Школа» планирует организовать совместно с нашими музеями и коллекционерами (ведутся переговоры с ГМИИ им. Пушкина и Русским музеем). Отобранные работы содержат, как минимум, несколько потенциальных сценариев – от истории пейзажа (который в европейской живописи стал, в конце концов, пейзажем внутреннего мира) до поучительного феномена «дегенеративного искусства».
Основным сюжетом является, конечно, выставка пост- и просто импрессионистов совместно с картинами русских художников-эмигрантов в Париже, которые составляли в начале прошлого века единый творческий котел.
Помимо только Хаима Сутина, стоящего в одном ряду с Пикассо, достаточно вспомнить, что присутствие на холсте Модильяни русского скульптора Мещанинова подняло его цену до $30 млн.
Не менее интересным станет, конечно, сюжет выставки, посвященной художникам «дегенеративного искусства». Только летом этого года прошел печальный юбилей мюнхенской выставки 1937 года, организованной духовно-пропагандистскими лидерами фашистской Германии, когда на 3,5 месяца перед лицом народного гнева двух миллионов посетителей предстали произведения, оскорбляющие истинный арийский дух и мировоззрение. Выставленные сейчас в «Школе» «Мать и дитя» знаменитого экспрессиониста Эмиля Нольде, возможно, проходили бы по разделу «надругательство над немецкой женщиной».
При этом Нольде – одна из самых удивительных жертв борьбы с «бациллами безумия в искусстве», поскольку оказался единственным художником-модернистом, принявшим нацизм и в 20-е годы даже украшавшим резиденцию Геббельса.
А висящая рядом умилительная картина Лайонеля Файненгера с не менее трогательным названием «Маленький голубой локомотив» не только подчеркивает катастрофическую жестокость последовавших 30-х годов, но и напоминает о неожиданном рекорде художника на весеннем Sotheby's — $23 миллиона за полотно «Иезуиты III».
Однако трехнедельная задержка картин повлечет сдвиг этих планов минимум на несколько месяцев, поскольку процесс переговоров накладывается на бесконечные праздники середины зимы. Эта же экспозиция будет закрытой – только для специалистов. Очевидно, что действия таможенников относятся к понятному и здоровому цинизму и следуют неизбывному национальному завету «что охраняешь, то имеешь». Хотя страхового случая, постоянно поминаемого в атмосфере неизвестности, вроде бы пока не выявлено — в отношении жизни культуры привычные для таможенников поступки сопоставимы с таким же скрытным, тихим и незаметным уничтожением «дегенеративных» работ на заднем дворе берлинской пожарной команды.