«Ты что, дура?» — «Нет, я Нюра». Вообще-то, «Беглянок» снял довольно известный узбекский режиссер Юсуп Разыков, обладатель массы наград: премия гильдии кинокритиков за «Товарища Бойкенжаева», гран-при «Киношока» за фильм «Оратор», а его «Девичий пастух» получил главный приз Фестиваля азиатского кино. Вопрос, каким образом хороший арт-хаусный режиссер попал на площадку комедии с Екатериной Гусевой, содержит в себе ответ: вы видели «Товарища Бойкенжаева»? То-то. «Беглянки» же выходят хоть и ограниченным, но каким-никаким прокатом, неся надежду режиссеру и продюсерам на прибыль, с которой, быть может, появится какой-нибудь «Товарищ Назарбаев».
Правда, компромисс вышел не слишком выгодный. «Беглянки» позиционируются как «женская комедия», и надо сказать, что фильмы этого жанра у нас появляются незаслуженно редко (практически единственный пример женской комедии последних лет — «Артистка» Станислава Говорухина), тогда как на Западе подобные истории пользуются большой популярностью («Блондинка в законе», «Отпуск по обмену», «Мой лучший любовник»). Однако романтические линии – главный интерес женской аудитории — вписаны в «Беглянок» как-то наспех, да и вообще второстепенны, а основу фильма составляет путешествие двух девушек и утки.
Дело начинается мультфильмом: летит себе по небу утка, глядит по сторонам и вдруг врезается в самолет. Самолет падает, утка тоже (не надо волноваться, все останутся живы). Подлетая к земле, утка из рисованной превращается в настоящую и приземляется как раз в тот момент, когда деревенская девушка Нюра (Ирина Рахманова) стоит в лесу на пенечке с головой в петле и раздумывает, стоит ли ей повеситься. Повеситься не удастся, зато придется спасать раненую утку на пару с известной телеведущей, столичной штучкой и бизнесвумен в одном лице – Аней (Екатерина Гусева).
Кстати сказать, бизнесвумен тут неспроста. Если несколько лет назад Минаев в «Духless» рассказал нам о скромных пороках свежеиспеченной буржуазии (не придумав, впрочем, ничего нового, кроме адаптации к российским реалиям того, что уже написали Бегбедер и Паланик), то, соответственно, в кино сейчас происходит примерно то же самое, просто с некоторым опозданием. Мы теперь переводим на наш киноязык «Бойцовский клуб» и «Дьявол носит Prada» — отсюда и возникновение фильмов вроде «Глянца» и «20 сигарет». Тренд пойман, интуиция подсказывает – надо брать за вымя гламур и медиа. Правда, что такое «медиа» и что такое «гламур» — не слишком понятно. Поэтому в «Беглянках» будут как-то неопределенно ругаться: «да какой это человек — так, медийное лицо», а пафос взаимоотношений телеведущей с медиагламуром прописан в духе патетической колонки про даун-шифтинг в глянцевом же журнале – с этим продажным лживым буржуазным мирком нужно немедленно завязывать и срочно становиться самим собой.
К счастью, в «Беглянках» иногда вдруг просыпается очарование тихой малобюджетной комедии. Например, сцена, в которой летчица (Алиса Гребенщикова), сидя в кабине сломавшегося моноплана (именно его подбила утка), картинно красит ресницы, а самолет толкает толпа деревенских, вполне достойна Кустурицы. Однако тут же снова начинаются женско-утиные истории уровня Cosmo и шутки, словно написанные Еленой Степаненко в трудную минуту.
И, к слову, отчаянное мелькание в кадре косметики, каталогов и плакатов Avon как-то не вяжется с настойчивой критикой гламура. Хоть бы утку накрасили, что ли…