Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Тип-топ и хип-хоп

Прима Мариинского театра Диана Вишнева принимает участие в московских гастролях балета Национального театра Праги

Знаменитая прима Мариинского театра Диана Вишнева принимает участие в московских гастролях балета Национального театра Праги. Зрительный зал Музыкального театра по этому случаю переполнен.

Хореографу Петру Зуске предоставили не малую, а основную сцену театра, хотя фестиваль «Dance inversion», в рамках которого проходят гастроли, предполагает камерный формат. Но тут случай особый. Во-первых, идея «человек и вещи» — главная тема поисков Зуски — требует большого пространства. Нужно разместить и людей, и предметы. Во-вторых, негоже загонять на последний этаж театра, в небольшой зал, Диану Вишневу. Если ее многочисленные поклонники не смогут попасть на вечер, они наверняка возьмут здание штурмом.

Сегодня в зрительном зале наверняка будут переговариваться поклонники классического танца, переживающие за любимую Дианочку: угораздило же ее вляпаться в этот модернизм…

В вечере одноактных балетов чешские танцовщики постоянно манипулируют мебелью. Видимо, проблема «вещизма» крепко въелась в сознание и подсознание жителей бывшего «соцлагеря». Во всяком случае, хореограф Зуска без обстановки различного рода обойтись не может. Он использует светильники в виде кубов-скамеек в балете «Немного экстрима», стол и стул в опусе «Объятия моря» и садовую лавку в постановке «Сон Марии». В первом балете есть и другие вещи: красный плюшевый медведь и шесть пистолетов. Чтобы соединить эти психологически разрозненные предметы, постановщик заявляет опус трагикомедией.

И все тип-топ: медведь отвечает за комедию, а стволы – за трагедию.

Танец соответствующий: не классика, но и не отказ от классики. Берется классическое па, но делается с откляченным бедром и как бы агрессивно. Или вытягивается стопа по всем канонам, но носок протестно заворачивается вверх, против канона. Есть в этом балете один дуэт с политесом, есть другой — с раздраем. Прибавьте сюда двух балеринок, порхающих между героями на пуантах — намеком на другую, лучшую, жизнь. И текст-аутотренинг, звучащий по радио: «ваше тело расслаблено, глаза закрыты, руки мягки, прижмите ноги к полу и расслабьтесь». Только последуешь совету и поплывешь, как кайф взорвется стремительным хип-хопом, танцевать в ритмах которого чешские мальчики не очень умеют.

Получается балет о крайностях человеческой психики, эмоциональные качели: то густо, то пусто… Беда только, что идей в спектакле меньше, чем движений. Через 15 минут все предельно ясно, но музыка длится, танец не кончается, и когда в финале герои коллективно стреляются, их ничуточки не жалко.

«Объятия моря» — лучший балет программы, и не только потому, что Диана Вишнева украсила его блистательной гибкостью.

История неких любовников подана лаконично, в смеси ярости и лирики, что изначально и впрямь присуща любви. Квартет балерины, танцовщика, стола и стула поддержан фонограммой морского прибоя, пронзительным аккордеоном и бесконечным повторением скрипичного тремоло Яна Тирсена (тот самый композитор, что написал музыку к кинофильму «Амели»). Партнеры в прямом и переносном смысле притираются друг к другу, разбегаясь по сцене или скукоживаясь на крошечном пятачке. Стол и стул, таскаемые в разных ракурсах и конфигурациях, попеременно играют разные роли: в один момент это препятствие, в другой — мост. Перманентное движение гарнитура по сцене даже символично. Право слово, легче на руках перетаскать мебель из Праги в Москву и обратно, чем человеку понять душу другого. И не надо головокружительных фуэте и прочих кунштюков, чтобы привлечь зрительское внимание: оно и так приковано к этой страстной путанице вещей и людей.

И наконец, шутка юмора — балет «Сон Марии».

Чтобы этот юмор понять, хорошо бы быть балетоманом. Нет, конечно, любой человек почувствует, что его смешат, когда на сцену выбегут полуголые мужики в «шопеновках» — женских балетных юбках из тюля. Но если зритель не знает истории балета, то лишь из программки поймет, что перед ним пародия на два хита классического балетного наследия – Па-де-катра, поставленного в первой половине 19 века во Франции для четырех знаменитых балерин эпохи романтизма, и «Умирающего лебедя», балетного продукта из русского Серебряного века. А «Сон Марии» называется потому, что одной из четверки была балерина Мария Тальони, которая впервые в истории начала танцевать на пуантах. И вот ей, по воле хореографа, снится сон: «Умирающий лебедь» воскрес, гуляет в парке и берет клювом хлебушек из рук праздных господ, которые отчего-то сбрасывают пиджаки с брюками, надевают женские юбки и долго, со смаком, кривляются.

Если это балет о непростых гендерных отношениях в искусстве, то, ей-богу, мы видели и лучше. В мужском «Лебедином озере» Мэтью Борна и в пародийном шоу «Трокадеро де Монте-Карло» игра предполагаемой женственности и предлагаемой мужественности сделана несравненно качественней. Во сне, конечно, всякое бывает. Об этот сон и дедушка Фрейд обломал бы зубы.

Новости и материалы
Орлова ответила на обвинения, что бьет дочь из-за собак
Стало известно, что станет с авторынком в России к концу года
Бывшего сенатора РФ Шпигеля освободили от наказания по делу о взятке
В Кремле не стали комментировать утверждения США о военных КНДР в Курской области
В Кремле прокомментировали попытку Киева вовлечь Сеул в конфликт на Украине
Трансформатора освободили от долга в десятки миллионов рублей
Microsoft составила подборку из лучших приложений 2024 года для Windows
Легендарная теннисистка: провалившую гендерный тест боксершу нельзя было допускать до Игр
Ксения Бородина опубликовала редкое фото в бикини
В Петербурге братья-цыгане продали пенсионерке 40 банок коллагена под видом красной икры
Власти Белгородской области сообщили об атаке дронов ВСУ
Арестованный замначальника тыла Росгвардии пожаловался на грубое общение
«Насиловал детей»: дочь экс-солистки «Миража» оказалась ученицей педофила
Стало известно о блокировке Telegram в украинских вузах
В Кремле ответили на обвинения России во вмешательстве в выборы в Молдавии
Москвич проиграл суд «Русскому лото» за 566 тысяч рублей
Главные покупатели российского угля стали отказываться от закупок
Шквалистый ветер частично оставил без света около 90 тысяч жителей Дагестана
Все новости