Неизвестно, как сложится судьба этого фильма в ближайшие несколько лет: может быть, он канет в небытие ночных эфиров кабельных каналов, может быть, станет полуклассикой. Однако в истории жанра экшн он останется фильмом, где пуповину новорожденного младенца отсекают при помощи выстрела из пистолета. Просто ничего подходящего не оказалось под рукой.
Спокойствие вечеряющего на лавочке мужчины, наслаждающегося кофе с морковкой, нарушает пробегающая мимо вопящая беременная блондинка. Этого уже достаточно, чтобы испортить аппетит. Но вслед за ней устремляется очевидный негодяй, выкрикивающий угрозы и размахивающий пистолетом. Вечер испорчен, приходится вылить кофе и отправиться следом. В тот самый момент, когда мерзавец уже собрался делать бедняжке несанкционированное кесарево сечение большим зазубренным ножом, едок морковок вышибает из него дух и начинает принимать роды у перепуганной женщины.
Собственно, здесь и начинают, так сказать, распускаться почки и пробиваться цветочки свежего режиссерского видения постановщика и автора сценария Майкла Дэвиса. Почти пятнадцать лет парень провел в зазеркалье американского независимого кино, снимая фильмы, которые всем нравились, но которые никто не хотел показывать. Чувствуется, что за это время он накопил столько ярости и куража, что сыгравший главного героя Клайв Оуэн все ноги сбил на площадке, стараясь как-то ей соответствовать.
Хлопоты не оставляют героя ни на минуту. Пока он принимал роды рядом с трупом убитого гангстера, прибежало еще десять. Пока он их убил — женщина родила. Пока он убегал от тех, кто пришел на смену покойникам, — убили женщину.
И это только первые десять минут — дальше затворы будут щелкать без остановки. Трупы на улицах, трупы в борделе, трупы в синем-синем небе, в баре, в магазине, в автомобиле. Еще трупы. Больше трупов. Еще больше. Еще. А ведь будет еще коварный заговор, «ферма младенцев», где у детей собираются добывать спинной мозг, козни ФБР и продолжительная схватка в свободном падении с самолета.
Сама по себе эта сверхскоростная история стоила бы не так много, хотя неожиданная роль сушилки для рук при драке в туалете и другие ослепительные находки Дэвиса невероятно поднимают настроение, когда бы не приличное чувство юмора и три фигуры: Оуэн, Моника Беллуччи и Пол Джаматти. Клайв Оуэн сегодня — единственный Джеймс Бонд, которого можно помыслить после заключительной части сериала с Крэйгом. Конечно, скоро уже можно будет рассказывать хармсовские анекдоты, начинающиеся фразой «Клайв Оуэн очень любил детей…» — спасать младенцев он начал еще в фильме «Дитя человеческое». Однако он и вправду один из немногих актеров, сочетающий театрального уровня драматический талант со способностью невероятно живописно разряжать ствол. Моника Беллуччи, несколько скисшая в последнее время и ставшая, кажется, примерять образ матроны, играет проститутку и вспоминает дерзкие дни «Добермана». А Пол Джаматти, прославившийся, наконец, после роли Харви Пекара в «Американском великолепии», умеет играть как симпатичных неудачников, так и инфернальных мерзавцев. Здесь — второе. Вообще, когда комик играет злодея — получается как-то особенно жутко, кто видел «Бессонницу» с маньяком Робином Уильямсом — тот поймет.
А кроме того, главная эмоция фильма выглядит очень выстраданной и оттого крайне заразительной — пристрелить заслуживающего того негодяя это само по себе, вне всяких добрых намерений, просто очень приятно.