В Barvikha Luxury Village, что в стране Рублевка, как известно, есть все. Не хватало только отделения Альфа-банка и искусства. Альфа-банк одним ударом решил эту проблему, построив в Барвихе филиал, в котором открылась выставка «Проникновение?» из коллекции галереи Ларри Гагосяна, одного из самых влиятельных продавцов искусства в мире.
По этому поводу состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие сам Гагосян, Петр Авен, президент Альфа-банка, и Ирина Вольская, директор закрытого клуба Prime Concept, соорганизатор проекта. Петр Авен в обращении к журналистам повторил свою приветственную речь, опубликованную в каталоге, честно предупредив об этом в начале выступления.
В конце, правда, господин Авен добавил: «Выставка хорошая. Верьте мне не как президенту банка, а...» Авен замешкался и смущенно замолчал. Очевидно, ему хотелось сказать «а как человеку», но он решил не потрясать мир сенсационными сообщениями.
Больше всего вопросов было обращено, естественно, к Ларри Гагосяну. Но Ларри, похожий на героя американского вестерна, как настоящий ковбой и опытный бизнесмен, умудрился не ответить ни на один вопрос. То есть он что-то говорил, неизменно начиная с фразы «хороший вопрос», но ограничивался лишь общими рассуждениями, либо выдавал уже известные факты. Так, на вопрос Ирины Кулик, с какими произведениями из своей коллекции он не расстался бы никогда, Гарри долго объяснял разницу между галереей и его собственной коллекцией и заверял, что и там, и там есть вещи, которые он ни за что не продаст. Он также вкратце поведал известную историю своего успеха от продавца постеров на автостоянке в Лос-Анджелесе до одного из крупнейших галеристов, с завидным постоянством бьющего рейтинги самых влиятельных людей в мире искусства. В итоге, из уклончивых ответов можно было понять, что Ларри Гагосян собирается делать бизнес в России, что и так очевидно. Иначе зачем бы ему приезжать в Москву. Да и выставка называется «Проникновение?» — вопрос, ответ на который заранее известен, но который должен был прозвучать, тем не менее, по законам американской политкорректности.
План проникновения осуществлялся два года. За это время в России прошли две бьеннале современного искусства, окончательно сформировавшие интерес к этой теме «экономически развитых» слоев населения страны. Хотя уже давно русские задают тон на международных аукционах, покупая, впрочем, в основном пока только отечественное искусство. Западное искусство до недавнего времени по каким-то причинам привлекало русскую публику в меньшей степени. Но теперь, когда за дело взялся Ларри Гагосян, дело пойдет.
Гагосяна можно назвать «Макдоналдсом» от искусства. Влияние его, собственно, и заключается в том, что он устанавливает стандарты во всем мире.
Это касается всего — имен художников, цен, жанров и даже архитектуры галереи. Куда бы вы ни приехали, вы найдете стандартное здание галереи Гагосяна со стандартным «ланчем». Только доступен этот «ланч» далеко не всем, так что тандем галереи и банка более чем символичен.
На выставку привезли беспроигрышный набор — от Пикассо до Дэмьена Херста, а между ними Ротко, Миро, Уорхол, Твомбли, Кабаков, де Кунинг, Дуглас Гордон и много других. Неизвестных имен на этой выставке нет. Работы все прочные, вполне отражающие стиль каждого художника. Шедевров нет, знаменитых произведений тоже. Но и впечатления, что Гагосян привез в Москву залежалый товар, тоже не создается. Ценители найдут здесь много интересного. Это и не совсем привычный «антивоенный» Энди Уорхол, и видео Гордона с перчатками, которое экспонируется в сейфовой ячейке, и, как всегда, радующий глаз Херст.
В общем, посмотреть стоит, вход бесплатный, да и дорожку можно протоптать заранее — скорее всего, появление постоянного филиала галереи Гагосяна сильно себя ждать не заставит.