Напомним, что у Елены и Галины Гагариных было несколько претензий к созданной режиссерами Андреем Паниным и Тамарой Владимирцевой комедии. В фильме главный герой, Гена Гагарин, чернокожий подросток из детдома, утверждает, будто его отец — внебрачный сын первого космонавта, появившийся на свет после поездки Гагарина в Камерун. Дочери космонавта усмотрели в этом распространение заведомо ложных сведений о своем отце. Кроме того, Елена Юрьевна и Галина Юрьевна усмотрели в фильме и оскорбление своего отца – по их мнению, фраза, которую неоднократно произносит Гена «Гагарин по миру мотался, и всех баб… Ну, это самое… Без мата! А в Камеруне встретил мою бабку, она не устояла, он не устоял…» является ни чем иным, как утверждением о низком моральном облике первого космонавта планеты. Наконец, сестры Гагарины обвиняют создателей фильма в неправомерном использовании имени отца – по их мнению, создатели фильма цинично использовали имя Гагарина для получения коммерческой выгоды.
На состоявшемся сегодня третьем по счету судебном заседании рассмотрение дела было, наконец, закончено.
Суд признал порочащими честь и достоинство несколько фраз из фильма, которые произносит главный герой, и постановил взыскать с ответчиков в качестве моральной компенсации каждой заявительнице по 5 тыс. рублей. Также суд запретил использование имени Юрия Гагарина в самом фильме и в названии картины и взыскал в пользу истиц потраченные ими 3 тыс. рублей.
<1>Решение это, надо сказать, было весьма неожиданным. Дело в том, что в фильме напрямую утверждается, что измышления Гены о своем происхождении – не более чем фантазии. Так, в одном из эпизодов директор детдома объясняет, что фамилии известных людей там дали многим воспитанникам, и фамилию «Гагарин» Гена получил от воспитателей в честь города, в котором появился на свет. Да и сам Гена в итоге заявляет, что знает, что он не внук Гагарина. Что же до оскорблений, то по российским законам требовать удовлетворения может только сам оскорбленный, а не его наследники. Наконец, упоминание известного лица в художественном произведении по закону не требует получения согласия от наследников.
Сергей Шестаков, директор группы компаний «Централ Партнершип», против которой и был подан иск, еще до начала слушаний заявил: «Впервые может быть создан прецедент, устанавливающий цензуру художественных произведений». После того, как Бабушкинский суд Москвы запретил использование имени Юрия Гагарина в фильме, а также в его названии, прецедент можно считать состоявшимся.
«Парк культуры» связался с Тамарой Владимирцевой, одним из режиссеров картины, с просьбой прокомментировать ситуацию. Вот что она сказала: «Никаких обширных комментариев я давать не буду — есть более компетентные люди, есть решение суда. Скажу только – я удивлена. Я не оскорблена, я не обижена — я удивлена. Одно только хочу сказать – картина была сделана во имя добра, и все это – фантазии маленького мальчика. Поэтому я усматриваю в этом решении долю легкого ханжества. Ну кто будет помнить нашу картину через полгода? А Гагарин останется навсегда».
В приемной Музеев Кремля, директором которых является Елена Юрьевна Гагарина, нам сообщили, что никаких комментариев от нее не последует.