Видимо, устав от бумажной волокиты, Шалва Бреус решил посвятить себя искусству. То есть арт-бизнесом господин Бреус занимается уже давно, являясь издателем журнала «Арт-хроника», одного из крупнейших отечественных изданий в области современного искусства. Но теперь, очевидно, пришло время заняться этим всерьез, а именно, с привлечением довольно крупных капиталов и, главное, солидных инвесторов. Поэтому кроме журнала господин Бреус учредил одноименный культурный фонд для поддержки современного искусства в России, первой серьезной акцией которого стала Премия Кандинского в области современного искусства.
Как стало ясно из прошедшей пресс-конференции организаторов премии, все это действительно очень серьезно.
Во-первых, за место генпартнера разыгралась нешуточная борьба между гигантами мирового бизнеса, в которой одержал победу Deutsche Bank, одна из крупнейших финансовых структур мира. Deutsche Bank стал генеральным партнером фонда на ближайшие два года. Помимо этого к проекту присоединились и другие спонсоры. Как следствие, общий бюджет премии составил 600000 евро, из которых на призовой фонд выделено 55000 евро — суммы небывалые в недолгой истории современного искусства в России, но вполне сопоставимые с западными аналогами, например Премией Тернера в Англии или Премией Дюшана во Франции. Победитель в номинации «Художник года» получит 40 тыс. евро (около 50 тыс. долларов). Победитель в номинации «Молодой художник года» награждается творческой командировкой на виллу Романа во Флоренции сроком на 3 месяца. Победитель в номинации «Медиаарт-проект года» получит 10 тыс. евро. Победитель в номинации «Приз зрителей» получит 5 тыс. евро.
Но основные деньги в виде прямого финансирования или денежноэквивалетных услуг пойдут на организацию выставочных турне в России, Германии и США.
К солидному бюджету было подобрано не менее внушительное жюри, в состав которого вошли Жан-Юбер Мартен, куратор Национальных музеев Франции, Фридхельм Хютте, директор Deutsche Bank Art, Германия, Валери Хиллингс, куратор Музея Соломона Р. Гуггенхайма, США, а с российской стороны Андрей Ерофеев, заведующий Отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, Екатерина Бобринская, историк искусства, специалист по искусству ХХ века, и Николай Молок, главный редактор журнала «АртХроника».
Одним из обязательных условий участия в жюри было непременное присутствие всех без исключения судей в моменты принятия решений. В связи с этим в жюри даже произошла смена состава, из него выбыл Аниш Капур, который должен был возглавить судейскую коллегию. Условие это было выдвинуто с целью предотвратить возможность выбора победителей в «междусобойном», локальном кругу. Голосование будет проводиться тайно, а каждая заявка будет оцениваться по десятибалльной шкале. Работа жюри будет проводиться в три этапа, и членам жюри придется основательно потрудиться, поскольку на конкурс поступило со всей России 260 заявок, включающих более 2000 произведений.
Оставив в стороне вопросы качества, можно утверждать, что сама по себе это уже серьезная коллекция.
И, наконец, третий важный момент, который необходимо отметить в данном контексте, — это создание специального попечительского совета премии, в который войдут сам Шалва Бреус, президент совета директоров Deutsche Bank Foundation Тессен фон Хайдебрек, директор по корпоративному развитию в Европе и на Ближнем Востоке Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Николас Ильин, Константин Эрнст, замминистра культуры РФ Дмитрий Амунц и еще целый ряд солидных бизнесменов и бизнесвумен. Существование попечительского совета при арт-институции в России — случай беспрецедентный. Вообще, со слов Алексея Агуреева, помощника господина Бреуса, организаторы этого конкурса прилагают максимум усилий для обеспечения прозрачности всего процесса и создания механизмов, которые помогут избежать предвзятости и субъективизма.
Так или иначе, для многих художников эта премия — уникальная возможность «засветиться», показаться авторитетному жюри. Иными словами, здесь важны и победа, и участие.