Завтрашние торги на аукционе Sothbey's обещали быть весьма интересными. На них должны были распродать домашнюю коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской из их парижской и лондонской квартир. Однако сегодня знаменитый аукционный дом объявил, что торгам не суждено состоятся: представитель Алишера Усманова заявил, что бизнесмен выкупил всю коллекцию.
Как сообщила «Газете.Ru» заместитель генерального директора представительства Sothbey's в России и СНГ Ирина Степанова, подобные сделки абсолютно не типичны и в истории знаменитого аукционного дома они случались считанное количество раз.
«Сама коллекция — это собственность владельца. Аукционный дом в данном случае выступает в роли посредника и организатора торгов. Но владельцу никто не вправе помешать заключить сделку, которая его устраивает, и без проведения торгов, конечно, если контракт с аукционным домом это позволяет», — заявила г-жа Степанова.
Кроме того, представитель Sothbey's в России сообщила, что сумма, за которую была куплена коллекция, значительно превышает даже верхний предварительный эстимейт в 40 миллионов долларов.
Главный вопрос, за сколько было куплено собрание антиквариата двух музыкантов, пока оставляют без ответа все участники сделки.
Свое удовлетворение уже выразил в письме руководству аукционного дома руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой, заявивший, что «для российской культуры и России в целом все связанное с именем Ростроповича бесценно», и выразивший признательность приобретателю за его намерение вернуть коллекцию в Россию.
Семья Галины Вишневской также выразила удовлетворение тем, что коллекция был приобретена целиком и теперь вернется на родину.
Напомним, что общее количество лотов в коллекции антиквариата, фарфора и живописи Ростроповича и Вишневской — 350. Самыми дорогими стали, конечно, живописные. Ведущим лотом стала картина Бориса Григорьева «Лики России». Ее предварительная стоимость — 1,5–2 миллиона фунтов. Негласно же наиболее интересным объектом для коллекционеров стала картина Николая Рериха «Сокровище ангелов». По замыслу художника, она должна была лечь в основу росписи в так и не построенной им церкви. На картине изображены ангелы, которые, по словам живописца, сторожат краеугольный камень мироздания, в котором заключены добро и зло.
Кроме того, на продажу были выставлены картины Ивана Билибина «Охота» (120–180 тысяч фунтов) и портрет великого князя Петра Федоровича (позднее — Петра III) авторства Георга Христофора Грота, а также несколько картин Ильи Репина. Причем выставленные работы Репина имеют довольно мало общего с привычными глазу любителей прекрасного полотнами. Всего их в коллекции насчитывается около двадцати, однако особый интерес представляет портрет поэта-футуриста. Никакого конкретного поэта Репин в виду не имел, однако написал он его после того, как художнику пришлось отказаться от замысла портрета Владимира Маяковского, который должен был ему позировать: поэт сбрил свою пышную шевелюру, представлявшую для живописца особый интерес. Еще одним интереснейшим с искусствоведческой точки зрения репинским лотом стала картина «Большевики», второе название которой говорит само за себя: «Красноармеец, отнимающий хлеб у ребенка».
Что касается антикварной части собрания, то ее составила коллекция особенно ценимого супругами фарфора производства Императорской мануфактуры, стеклянная и эмалированная посуда, изделия из слоновой кости и собрание театральных работ.
По словам источника, близкого к Усманову, решение купить коллекцию знаменитых супругов было продиктовано прежде всего стремлением оставить коллекцию в России.
«Коллекция Ростроповича и Вишневской — это народное достояние России. Я рад возможности сохранить коллекцию русского искусства XVII--XIX веков для будущих поколений», — процитировал собеседник «Газеты.Ru» миллиардера. По его словам, место, где будет выставляться купленная коллекция, определят эксперты.
Возможно, завтрашний день прояснит ситуацию с суммой сделки и местом будущего экспонирования предметов коллекции — объявлена пресс-конференция участников сделки.
Напомним, что это не первая сделка по покупке «стратегических» предметов искусства, которая проходит при подобных обстоятельствах. Предыдущая состоялась в 2004 году — тогда аукционный дом Sotheby's планировал выставить коллекцию изделий Карла Фаберже, принадлежавшую семье Форбс, на аукционе в Нью-Йорке в конце апреля. Однако еще в начале февраля Виктор Вексельберг приобрел коллекцию, которая включала в себя девять императорских пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов — брошей, табакерок и чернильных приборов. Господин Вексельберг заплатил за коллекцию более 100 млн долларов. В связи с продажей коллекции президент Sotheby`s Билл Рупрект выступил с заявлением, в котором назвал это событие «неожиданным и исключительным».
Насчет исключительного он, очевидно, ошибся: российских олигархов общим аршином мерить не получается...