Знаменитая ксенофобская частушка советских времен начиналась словами «Хорошо, что наш Гагарин не еврей и не татарин…». Как выясняется, Гагарин вообще не наш, и упоминать его имя чревато неприятными последствиями.
Как сообщила группа компаний «Централ-Партнершип», 7 сентября в Бабушкинском районном суде Москвы начнется слушание дела по иску Е. Ю Гагариной и Г. Ю. Гагариной к авторам и прокатчику фильма «Внук Гагарина» (права на прокат картины на территории СНГ принадлежат «Централ Партнершип»). По словам представителей компании, дочери Гагарина настаивают, что выпуск фильма в прокат следует рассматривать как распространение не соответствующих действительности сведений, а также выдвигают претензии к якобы неправомерному использованию имени Юрия Гагарина.
Фильм рассказывает о воспитывающемся в российском детдоме чернокожем мальчишке, называющем себя внуком Гагарина: якобы Гагарин много путешествовал и однажды в Африке встретился с местной женщиной, отсюда все и пошло… Собственно, сам покоритель космоса появлялся в фильме только в кадрах хроники, иллюстрирующих мечты мальчика.
Представители компании в своем заявлении утверждают: «Жанр художественного фильма, в отличие от документальных и публицистических работ, не претендует на историческую достоверность. Таким образом, картина не может рассматриваться как свидетельство того, что в жизни Ю. А. Гагарина имели место обстоятельства, упоминаемые одним из героев фильма». «Главный герой — Гена Гагарин — называет себя внуком первого космонавта, но не стоит столь буквально воспринимать слова, вырванные из контекста. Фамилия досталась ему по названию местности, откуда он попал в детский дом, — отмечает Андрей Панин, снявший фильм в соавторстве с Тамарой Владимирцевой.
— Мы задумывали фильм как историю нестандартного ребенка, которого далеко не все готовы принять в окружающем мире, хотелось поговорить со зрителем на общечеловеческие темы».
Сценарий «Внук Гагарина» еще до производства фильма подвергся многочисленным переделкам. Он был написан Натальей Назаровой — актрисой и женой Геннадия Назарова, исполнившего в фильме одну из главных ролей — Федора, неожиданно нашедшегося старшего брата чернокожего «внука космонавта». Да этого Наталья Назарова успела выступить в качестве сценариста фильма «Дура». Однако с новым сценарием возникли проблемы: продюсеры фильма, среди которых режиссер Бахтиер Худойназаров, сценарист Геннадий Островский и глава компании «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян, неоднократно требовали переделок, в связи с чем принят был только седьмой вариант. Однако даже столь пристальное внимание к сценарию не спасло создателей фильма от неприятностей. Теперь правомочность использования имени первого космонавта решит суд.
Будущие ответчики считают, что претензии наследниц Гагарина несостоятельны
«Согласно нормам российского и международного законодательства в области гражданского и авторского права, упоминания о любом известном или неизвестном лице в художественном произведении не требуют разрешения со стороны его наследников. Кроме того, заявленные в иске требования запретить использование имени Ю. А. Гагарина в данном фильме, в том числе названии, нарушают общепризнанное право авторов на защиту произведении от искажения и неприкосновенность результата творческого труда».
Более того, участники процесса убеждены, что грядущий суд может иметь далеко идущие последствия. «Этот иск не стоит рассматривать как частное дело отдельно взятой компании. Итог слушаний будет принципиально важен для всей индустрии и определенным образом повлияет на представления о свободе творчества», — отмечает генеральный директор группы компаний «Централ Партнершип» Рубен Дишдишян. «Речь фактически идет о попытке создания судебного прецедента, способного установить цензуру художественных произведений со стороны родственников известных лиц, которые упоминаются, например, в его названии или диалогах, — добавляет кинорежиссер Тигран Кеосаян. — При выборе героев представители творческих профессий должны будут руководствоваться пожеланиями наследников, а не художественной необходимостью».
Мнение Кеосаяна особенно показательно: как известно, его последний фильм «Заяц над бездной», главным героем которого выступает Леонид Брежнев, вызвал серьезное недовольство наследников покойного генсека КПСС.
Внук вождя Андрей Брежнев жаловался в одном из интервью: «Для меня оскорбительно, когда деда выставляют шутом. Доброе там это кино или злое — неважно, но все эти цыгане — какие в его жизни могли быть цыгане?! А Брежнев, летящий на воздушном шаре, — это уже вообще беспредел!»
Кстати, прецедент, о котором говорят руководители «Централ Партнершип», мог состояться и раньше. После выхода на экраны 4-серийного фильма «Брежнев» тот самый Андрей Юрьевич грозил его создателям судом: «Фильм отвратительный! Кроме названия фильма, правды нет никакой. Можно предположить, что Снежкин хотел сделать фильм со знаком «плюс», но для меня, как для внука, он показался глумливым, и Снежкина, я думаю, ждут неприятности. Я подаю в суд. Меня поддерживают люди, которые работали с Брежневым. Например, помощник Цвигун и другие».
Однако в 2005 году до судебных разбирательств дело так и не дошло. Сейчас же наследники настроены куда серьезнее. Особенно интересным мог бы стать комментарий Елены Гагариной, занимающей в настоящее время пост директора Музеев Кремля. Профессиональное мнение руководителя главного музейно-исторического комплекса страны относительно границ факта и художественного вымысла так же интересно, как и ее личный взгляд на проблему. Но, к сожалению, Елена Юрьевна заявила нам, что до окончания судебного заседания никаких комментариев от нее не последует.