Вчера в здании ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная подведению предварительных итогов выступления российской художественной сборной на 52-й Венецианской бьеннале современного искусства — спонсоры и участники Русского павильона в Венеции решили досрочно отрапортовать об успешном выполнении поставленной задачи. В течение почти двух часов главный куратор проекта Ольга Свиблова благодарила всех спонсоров. Спонсоры благодарили в ответ и дружно кликали «I hope» за русское искусство.
Художники тоже говорили спасибо себе, организаторам и приглашали всех желающих на свои выставки в Париж, Нью-Йорк, а Александр Пономарев пригласил даже в Антарктиду.
Такое количество «спасибо» не звучит даже на церемонии вручения «Оскара», и, кажется, от сладости происходящего вполне можно было заболеть диабетом. Открывал собрание Михаил Швыдкой, который долго и пространно говорил, словно убеждая самого себя, о необходимости поддерживать актуальное искусство в России, что это тоже искусство и что оно вполне достойно.
Правда, оказалось, что господин Швыдкой не был на бьеннале. Но ему, очевидно, все рассказала Майя Кобахидзе, начальник Управления современного искусства федерального агентства. Тем более, главные организаторы, Василий Церетели, комиссар русского павильона, то есть административный директор, и Ольга Свиблова, куратор, оправдали высокое доверие. В интервью «Русскому журналу» Василий Церетели (отсутствовавший на пресс-конференции) среди прочего заявил:
«Венецианская бьеннале — политически и идеологически важное событие. Ведь современное искусство — нынешнее лицо страны».
И это, к сожалению, правда. В русском павильоне синонимами традиционной русской тройки — мехов, черной икры и водки, этих символов русского богатства, данного самой природой, — стали огромные бюджеты, мощные технологии и дорогие аттракционы. И речь сейчас не о качестве представленных работ. Оно не являлось решающим фактором (во всяком случае, судя по разбросу — от популистской «Click I hope» Юлии Мильнер до могучей «Волны» Александра Пономарева). Гораздо важнее здесь установка, общий идеологический посыл: «Мы круче всех. Мы богатые, сильные...» Это напоминает старый анекдот, когда молодой человек пришел на прием к врачу, разделся и обнажил красивое, загорелое, хорошо развитое во всех местах тело.
«На что же вы жалуетесь?» — спросил врач. «А я не жалуюсь, я хвастаюсь!»
Проблема в том, что эта установка никак не коррелирует с общей темой бьеннале: «Думай с чувством, чувствуй с умом. Искусство в настоящем времени». Главный куратор нынешней Венеции американец Роберт Сторр, художник, критик, преподаватель, сделал ставку на вдумчивый самоанализ, рефлексию, возвращение к неравнодушному взгляду на жизнь. В общем, на интеллигентские ценности. Поэтому в свой проект в «Арсенале» из русских художников Сторр пригласил Гутова, Монастырского и Кабакова. Поэтому и ругали его все кому не лень за скуку и академизм. А потому все, кто жаждал развлечений, нашли утешение в русском павильоне — в этом смысле выставка и впрямь прошла успешно. Тут тебе и телевизионный душ, и интернет-кафе, и Лолиты, воюющие с Аэлитами.
И с задачей поразвлечь публику в полном объеме могли справиться только Свиблова и Церетели. В связи с этим за особые заслуги они продолжат работу на вверенных им постах и на следующей бьеннале 2009 года. Такое заблаговременное назначение беспрецедентно в истории российского искусства, но опять же характерно для современной ситуации. Поскольку этими назначениями ведает государство (с недавних пор Федеральное агентство по культуре), это значит, что государство знает, чего хочет.