Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Умер Антониони

Умер Антониони

Буквально на следующий день после смерти Бергмана пришло известие о смерти Микеланджело Антониони.

Сегодня как-то уже довольно трудно удержать в сознании тот факт, что кинематограф, каким мы его знаем, при всем множестве прекрасных режиссеров в конечном счете плод творчества довольно ограниченного числа художников. Смерть Микеланджело Антониони, известие о которой пришло буквально на следующий день после сообщения о смерти Ингмара Бергмана, — печальное напоминание об этом.

Оба своей холодной страстью перетрясли до основания кинословарь послевоенной Европы, оба прожили долго — достаточно, чтобы увидеть, что из этого вышло. Кажется, итальянец был счастливее. Оба скончались мирно, в собственном доме. Тихий финал истории грандиозных открытий, яростных столкновений, поисков слов и образов, которые годились бы для нового мира, где отчуждение и единение людей исполняли сложный танец «холодной войны», молодежной революции, социального расслоения и городского одиночества.

Для Антониони последние двадцать лет — это двадцать лет молчания.

Молчания физического — после второго инсульта в 1985 году, который привел к параличу правой половины тела и необратимой потере речи. Впрочем, жизнь, которую он вел после этого, кажется насыщенней многих других. В 1986 году он женился на актрисе Энрике Фико, игравшей в «Идентификации женщины», и прожил с ней до самой смерти. Жизнь, как обычно, если и не интересней, так неправдоподобней искусства — эта женщина научилась понимать Антониони, с ее помощью он давал интервью, с ее же помощью и помощью Вендерса снял «За облаками», позже — новеллу для сборника «Эрос». Жена кротко давала интервью: любит креветки, рисует, не выносит яркого света. Сам он общался с прессой редко — не позволяло не состояние здоровья, но темперамент, невозможность высказывать свои мысли напрямую, точно, приводила в ярость.

Собственно, энергия этого человека, всегда утверждавшего, что не живет в прошлом, — самый удивительный компонент его творчества.

Родившийся в 1912 году в Ферраре, он поступил в университет, где пренебрег первоначально выбранной филологией ради экономики. Во время учебы начал писать кинорецензии в местную газету, где безжалостно потрошил современное итальянское кино, предпочитавшее в то время комедии. Попробовал снять фильм, но ничего не вышло: пациенты психиатрической клиники, где проходили съемки, очень пугались осветительного оборудования.

Окончательно решив заняться кино, Антониони переехал в Рим в 1939 году, чтобы сотрудничать в журнале Cinema — увы, фашистском издании, возглавляемом сыном самого Муссолини. Долго он там, впрочем, не продержался, отправился учиться кино, побывал на военной службе, и в 1943 году он наконец снял свой первый фильм — документалку о североитальянских рыбаках.

С этого момента и началась карьера Антониони — сотрудничество с Висконти и Росселини, картины, которые неохотно, но принимала критика, встреча с Моникой Витти и, наконец, появление «Приключения», получившего Гран-при в Каннах и принесшего ему мировую славу. Итальянский неореализм получил известность среди интернациональной публики, за «Приключением» последовали «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня» — Антониони официально стал ведущим европейским да и мировым режиссером, был включен в списки гениев наряду с Чаплином, Эйзенштейном, Орсоном Уэллсом и Ренуаром.

Любопытство гнало его дальше: подписав контракт с Карло Понти, он отправился в Лондон, где снял «Фотоувеличение», свой самый коммерчески успешный фильм.

За Британией последовала Америка, где был сделан «Забриски-Пойнт». Это семидесятый год, Антониони, взявшемуся за тему молодежного бунта, уже 58 лет. Лента провалилась, однако, как ни грустно это признать, сегодня именно «Забриски» и «Фотоувеличение» входят в «красную книжечку» молодежной контркультуры — уже которое поколение.

То, что Антониони сделал с кино, сегодня стало банальностью — просто потому, что его находки растворились во всем корпусе визуальных искусств, даже видеоклипы и реклама не в последнюю очередь обязаны его решительному обращению с канонами киноискусства полувековой давности.

Сам он отказывался назвать свой главный фильм, с неохотой признавая, что ближе всего ему «Профессия — репортер» с Джеком Николсоном — о человеке, принявшем чужую судьбу, о бегстве от себя.

Странно для человека, который никогда не искал другой судьбы, кроме своей.

Новости и материалы
В РФС отреагировали на фото игрока «Локомотива» с охоты: заяц не является в России «тотемным животным»
Пожар в Иркутской области локализовали
Авария парализовала движение на МКАД на востоке Москвы
Футбольному долголетию Дзюбы нашли объяснение
Путин запустил обходной маршрут на трассе М-12 в Башкирии
Депутат Рады раскрыл «рецепт» остановки конфликта на Украине за 24 часа
Экс-игрок сборной России назвал главное событие 2024 года в российском футболе
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Футболист «Локомотива» признан лучшим молодым атакующим полузащитником мира
Представлен крошечный геймерский ноутбук OneXplayer G1
На юге Москвы водитель сбил двух пешеходов, уходя от ДТП
Названы приоритетные цели России на Украине после атаки на Казань
В Иркутске крупный пожар произошел в производственном здании
Ян Цапник вспомнил, как попал в «Бригаду»: «Открыл дверь с ноги»
Все новости