Ни испуганных вскриков, ни скрытых мотивов — все карты летят на стол рубашкой вниз в первые десять минут. Механика «Перелома» такова, что не предполагает иного соучастия, чем напряженное, сосредоточенное внимание — редкая эмоция, учитывая, что в фильме почти нет загадок, которые нужно разгадывать.
Усталый спокойный человек наблюдает за движением деталей «мобиля» — большой механической игрушки, прихотливо перекатывающей металлические шарики в безостановочном бесцельном движении. Это Тэд Кроуфорд (Энтони Хопкинс), владелец авиаинженерной компании, специалист по сопромату, обладающий врожденной способностью отыскивать трещины и дефекты в ткани мироздания, будь то фюзеляж неисправного самолета или трещинки в отношениях и мотивах людей. Сев в свой вызывающе дорогой, вызывающе мощный, вызывающе молодой «ламборджини», он отправляется в отель, где его красавица-жена плещется в бассейне с любовником. Сцена у бассейна не становится для него шоком — он просто бесстрастно наблюдает за любовниками, заходит в номер, задумчиво смотрит на разоренную страстью постель (душераздирающий, на самом деле, момент). Потом едет домой, дожидается жену, говорит ей несколько слов и пускает ей пулю в лоб.
Когда на выстрелы приезжает полиция и, решив, что в доме есть заложники, посылает переговорщика, им оказывается тот самый любовник. Увидев, над чьим телом стоит с вежливой улыбкой убийца, коп ощущает всю тяжесть мести толкового специалиста по сопромату.
Наручники, устное и письменное признание, орудие убийства — дальнейшее должно стать рутиной.
Ее поручают энергичному прокурору Уилли Бичуму (Райан Гослинг), для которого это дело должно стать последним на службе у государства — он получил предложение о работе от ведущей адвокатской конторы Лос-Анджелеса. Однако, придя на суд, Бичум понимает, что инженер расставил ему ловушку: дело разваливается, и подсудимый наверняка выйдет на свободу.
Детективные загадки в картине, конечно, будут, но не столько эмоционального, сколько технического, так сказать, свойства. Сказать, что «Перелом» — фильм о поединке правосудия и убийцы, о дуэли интеллектов, о хищнике и пастыре, тоже можно лишь отчасти. Режиссер Грегори Хоблит, снявший «Падшего» и толковый «Первобытный страх», создал нарочито холодную дизайнерскую атмосферу. Затравленный подсудимым прокурор мечется между захламленным офисом, камерой для допросов, роскошными приемами в адвокатской конторе и спальней стальной блондинки — своего будущего босса. За ним с мягкой улыбкой, временами дружески подмигивая, наблюдает Хопкинс, который, кажется, довольно много положил сил, чтобы рисунок его инженера не окончательно совпадал с рисунком его же Лектера — наблюдать одно удовольствие. Без улыбки за ним же следит босс — главный прокурор в исполнении замечательного Дэвида Стрэтэйрна.
Гремят выстрелы, рушатся жизни, кто-то покончит с собой, кто-то безнадежно влюблен, но все происходит сдержанно, отстраненно, штрихами, чтобы из этих набросков сложилось главное.
А главное — это картина мира, в которой правят мотивы и намерения, эфемерные невидимые траектории, пронизывающие мир и все эти призрачные интерьеры, связывающие людей друг с другом и с собственной судьбой крепче каната. Это история морального выбора, которая доказывает, что выбора нет. Мы те, кто мы есть, и делаем то, что делаем, и в конце кто-то окажется по одну сторону клетки, а кто-то по другую.
Успокаивающий, в сущности, вывод.