«Знаешь, что чувствуешь, убивая гражданского? Отдачу от выстрела». Фильмы про снайперов просто созданы для таких афоризмов, и в «Стрелке» они тоже есть. Как-то подразумевается, что снайпер обязан быть философом, способным отнять чужую жизнь не в пламени атаки, а в прохладе точного расчета, и его мысли относительно всего сущего представляют интерес. Кроме того, лента поставлена по мотивам романа пулитцеровского лауреата Стивена Хантера «Точка удара» 1993 года, что тоже должно гарантировать качество, тем более что «Пулитцера» Хантер получил как кинокритик «Вашингтон пост».
Пролог драмы вершится среди зеленых холмов Африки, где главный герой по имени Боб Ли Суэггер (Марк Уолберг), снайпер-разведчик армии США, прячется в засаде со своим напарником.
Эфиопия — беспокойное место, даже для миротворческого контингента. Прикрывая отход колонны, снайперы вступают в бой против, как говорится, превосходящих сил противника и, выполнив задачу, обнаруживают, что их бросили. В ходе впечатляющей схватки с вертолетом напарник погибает, Суэггер выживает и уходит в отставку.
Спустя три года к отставнику, проживающему в диких горах Монтаны в компании с симпатичным псом, являются гости — чернокожий полковник в штатском (Дэнни Гловер) и два его головореза. Полковник объясняет, что против президента США плетется заговор, что во время его тура по Америке будет совершено покушение и что снайпер Суэггер — единственный, кто может помочь вычислить точку, откуда будет произведен выстрел. Поломавшись и похамив, Суэггер соглашается и вылетает в цивилизацию. Но, когда будет произведен роковой выстрел в сторону президентской трибуны, парень поймет, что его снова использовали «в темную», получит две пули, с трудом уйдет от погони и примется страстно и последовательно мстить.
Поставил картину Антуан Фукуа, сделавший блистательный «Тренировочный день», отголоски которого чувствуются в прологе — Африка вообще отличное место для импрессионистов, обожающих текучие вязкие цвета, мерцающее марево и резкий монтаж.
Дальше, однако, происходит нечто странное, и приходит время вспомнить, что Фукуа снял также «Короля Артура». Эпидемия добрых намерений, поразившая Голливуд, дает все более странные плоды, и лучшим соавтором для «Стрелка» были бы Кукрыниксы. Распутывая нити заговора, наш снайпер обнаруживает продажных сенаторов, хладнокровных убийц женщин и детей и даже целую африканскую деревню, жители которой захоронены в основании нефтяной вышки, — впечатляющий образ, художественное доказательство того, что в баки своих внедорожников американцы заливают чистую кровь граждан третьего мира.
Все эти разоблачения нанизаны на вполне энергичную беготню, в ходе которой погибнет изрядное число мерзавцев, взорвутся, как Чернобыль, изготовленные кустарным образом гранаты с напалмом, симпатичная девушка, помогающая герою, умело воспользуется своим помповиком, а заговорщики из правительства произнесут циничные речи.
Смотреть на это не то что бы скучно — странно, поскольку «Стрелок» вполне мог быть показан в СССР году в 75-м как образец прогрессивного американского искусства вроде «Трех дней Кондора». Вот только это не «Три дня Кондора».
А спасение было так близко. Суэггер, хороший парень, которого всегда можно купить на патриотизм, — тип довольно скучный, несмотря на толковую работу Уолберга. Но был момент, когда он мог превратиться из вековечной жертвы обстоятельств в настоящего снайпера — убийцу-философа, пролившего достаточно крови, чтобы смотреть на мир трезво, с мотивами более глубокими, чем борьба за справедливость. Момент этот отмечен вторым афоризмом. Когда помогающий ему фэбээровец пытается доказать, что сопротивление бесполезно, стрелок убедительно отвечает: «Ты не понимаешь. Они убили мою собаку».