Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«9 рота» завоевывает Америку

«9 рота» представит Россию на «Оскаре»

Решением Оскаровского комитета Российской киноакадемии фильм Федора Бондарчука «9 рота» представит Россию на кинопремии «Оскар».

Отечественный кинематограф на церемонии вручения премии «Оскар» будет представлять фильм режиссера Федора Бондарчука «9 рота». Так решил Оскаровский комитет Российской киноакадемии. Это решение можно прокомментировать как угодно, лишь один эпитет будет явно не к месту: сенсационным этот вердикт не назовет никто.

У отечественного оскаровского комитета одна проблема — нас не любят. И одна задача — понравиться.

То что Американская киноакадемия нас не любит, видно невооруженным глазом, — в заветный список из пяти иностранных картин, выдвинутых на «Оскар», российские ленты не попадали с 1998 года, когда в шорт-листе оказался «Вор» Павла Чухрая. А это обидно — мы <2> привыкли, чтобы к нам относились, как к серьезной кинодержаве, и соответственно привечали. Тем более что еще в прошлом десятилетии мы могли хвастаться своими успехами взахлеб. В девяностые годы отечественные фильмы «выходили в финал» едва ли не каждый год: 1992 год — «Урга» Никиты Михалкова, в 1995-м тот же Михалков взял «Оскар» своей лентой «Утомленные солнцем», в 1997 в финале был «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего, в 1998-м — «Вор» Павла Чухрая, и даже в 1999 году одним из пяти финалистов стал российско-французский «Восток--Запад» Режиса Варнье, который хоть и выдвигался от Франции, но тем не менее.

А в новом тысячелетии — ничего. Нас упорно не замечают и никуда не берут. <3> А ситуация осложняется еще и тем, что российский «оскаровский комитет» начали активно не любить еще и на Родине.

Началось все еще в 2002 году, когда председатель Союза кинематографистов Никита Михалков решительно обновил (другие настаивают на слове «разогнал») российский оскаровский комитет, укомплектовав его исключительно членами новообразованной национальной академии «Золотой орел» Тогда из комиссии были выведены Павел Чухрай, Сергей Бодров, Александр Хван, Рустам Ибрагимбеков, Ирина Рубанова, Даниил Дондурей, Элеонора Маклакова, Сергей Лазарук, а председателем вместо Элема Климова стал Владимир Меньшов.

Новый комитет не нашел ничего лучше, чем начать свою деятельность с оглушительного скандала.

Все ожидали выдвижения «Кукушки» Александра Рогожкина, собравшей в разных странах множество фестивальных наград, к тому же представители «Sony Pictures Classics», купившие картину для показа в США, обещали изрядно вложиться в промоушен. Однако в Америку нежданно-негаданно <4> поехал «Дом дураков» старшего брата Никиты Михалкова Андрея Кончаловского, причем оба брата спокойно голосовали за это решение. После этого к новообразованному оскаровскому комитету приклеился ярлык «кормушки для своих» и приклеился, судя по всему, намертво.

Чтобы они не делали, какие фильмы не выдвигали и какими бы резонами это выдвижение не объясняли, общественность все равно была недовольна. Ей говорили, что для картины крайне важно фестивальное признание на мировом уровне, и отправляли «Возвращение» Звягинцева. Общественность заверяла, что уже получившей «Золотого льва» картине еще и «Оскара» не дадут ни за что, и предрекала — не возьмут. Не взяли.

Потом нас заверяли, что нужно отправлять фильмы, купленные в американский прокат, потому как это обстоятельство вкупе с кассовыми сборами на Родине сразит американскую киноакадемию насмерть — посылаем «Ночной дозор». Критиканы дразнились «Ночным позором» и опять каркали. Накаркали. Никуда не попали.

В прошлом году оскаровский комитет, похоже, уже исчерпал все аргументы, и выдвижение дебютной ленты Андрея Кравчука «Итальянец» уже ничем не мотивировали, и почему он обошел других финалистов, картины «Космос как предчувствие» Алексея Учителя и «Свои» Дмитрия Месхиева, так и осталось загадкой. Которую, впрочем, не очень стремились и разгадать — всех занимала другая проблема. Все сокрушались, что из-за условий, выдвинутых «оскаровской» киноакадемией, нельзя отправить на конкурс «9 роту» Федора Бондарчука — мол, в прокате она должна была быть не менее 7 дней, а у нас только шесть!

Газеты пестрели заголовками «На месте «Итальянца» могла быть «9 рота».

Поэтому вопроса о том, кто поедет за «Оскаром» в следующий раз, не возникало вовсе, несмотря на то что «лонг-лист» в этом году был представителен как никогда — в числе 14 картин были и прокатно-успешные «Дневной дозор» Тимура Бекмамбетова и «Питер FM» Оксаны Бычковой, и представлявшие Россию на недавнем Венецианском кинофестивале «Эйфория» Ивана Вырыпаева, «Свободное плавание» Бориса Хлебникова и «Остров» Павла Лунгина, и засвеченная на Каннском фестивале лента Николая Хомерики «977», и призеры отечественного «Кинотавра» «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова и «Связь» Авдотьи Смирновой, и многие другие достойные ленты.

Однако в финале, по словам председателя отборочной комиссии Владимира Меньшова, осталось всего две ленты: «9 рота» и лунгинский «Остров». Почему «Остров» — тайна сия велика есть, ведь по «оскаровскому» регламенту предложенные фильмы должны пройти в национальном прокате до 30 сентября, а лента Павла Лунгина в прокат еще не выходила. Но тем не менее с перевесом в один голос победила «9 рота».

Язвительная общественность наверняка начнет опять ехидно допытываться — мол, почему именно «9 рота», если касса у «Дневного дозора» лучше, зарубежных фестивальных призов Бондарчуку не досталось, с американским прокатом тоже не сложилось, а пытаться впечатлить американцев сагой о героях афганской войны, где США в последний раз всерьез схлестнулись с СССР — крайне сомнительная идея. И непременно озвучат свой вариант ответа — про «кормушку для своих».

Круг замкнулся.

Что думаешь?
Загрузка