Классическое «Всех утопить!» — прекрасный девиз для сценариста и постановщика. Однако «Посейдон» останется в истории лишь как парадокс из тех, что меняют время от времени развитие киноиндустрии. Фильм, сделанный с размахом и в точности по лекалам, предписанным голливудским ателье, потерпел не просто крушение — совершенно беспрецедентную катастрофу. При бюджете $160 млн картина собрала в Северной Америке всего $56 млн.
Причина провала, очевидно, ожесточенно дискутируется сейчас менеджерами Warner Bros. Pictures. Ремейк успешных «Приключений «Посейдона» с обожаемой американцами Шелли Уинтерс был всего лишь еще одним амбициозным проектом, каких сегодня довольно много. Картина должна была собрать сопоставимую с бюджетом кассу в Америке и принести прибыль за счет мирового проката, DVD и прав на телепоказы, как это произошло с предыдущим фильмом Вольфганга Петерсена «Троя».
Что же пошло не так, если на экране есть мужественный Курт Рассел, респектабельный Ричард Дрейфус и нежная Эмми Россум, любимая народом после «Призрака оперы»?
Постановщики даже постарались не томить зрителя долгой прелюдией — отплытием, подробным представлением героев, интригами. Так называемая ненормальная волна — гигантский вал из тех, что время от времени внезапно возникают в океане, — обрушивается на судно уже минут через десять после начала. Лайнер «Посейдон», на котором тысячи пассажиров отмечали Новый год, не выдержал удара и перевернулся килем вверх. Те, кто не погиб сразу, оказались заперты в громадном зале, где происходило торжество. Капитан, опасаясь паники, настаивает на том, что нужно замереть и ждать спасателей. Профессиональный карточный игрок и бывший моряк с субмарины решает прорываться наверх — в трюм. План состоит в том, чтобы выбраться на поверхность через отверстия для винтов.
С ним отправляются бывший мэр Нью-Йорка (Рассел), его дочь (Россум), ее жених, пожилой архитектор (Дрейфус), стюард, криминальный латинский мужчина и девушка, ехавшая через океан зайцем. Можно начинать игру в десять негритят.
Правдоподобность происходящего не то чтобы сомнений не вызывает, но может быть оспорена лишь профессионалом. Масштаб — тем более.
Облет камерой корабля на начальных титрах само по себе захватывающее зрелище. А когда одного героя прихлопнет летящим сквозь палубы многотонным двигателем, а другого положительные персонажи столкнут в шахту лифта, чтобы не погибнуть самим, понимаешь, что Петерсен по-прежнему не столько великий, сколько масштабный и страстный режиссер. Который получил довольно скучную задачу сделать компьютерный квест — смерть наступает на пятки, бежим, ищем подсказку, о боже, там огонь и все такое.
Можно предполагать разные причины провала картины. Например, название по имени бога водной стихии просто оскорбительно, потому никакой стихии в «Посейдоне» нет. Вода как агрессивная среда проявляет себя мало, величие океана остается за скобками. Даже среда техногенной катастрофы — все эти электрокабели, покореженные лифты, заклиненные двери — не образует чего-то целостного, злобно-одушевленного.
Противника нет, и герои с тем же успехом могли выбираться из крутящегося контейнера мусоровоза.
Можно брюзгливо указать на невосприимчивость продюсеров к идее о том, что потребность в новом, ярком герое перевешивает сегодня потребность в зрелище как таковом. Можно предположить даже моральный износ идеи фильма-катастрофы как таковой.
Но скорее всего, этот грамотный и совершенно бездушный фильм просто попал в эпицентр урагана, который поднимается в большой киноиндустрии. Времена меняются, студии не поспевают за переменами. Поможет ли жертва, принесенная морскому богу, станет ясно в ближайшие несколько лет.