Президент России опять обратился с речью к Федеральному cобранию, из-за чего первая серия «Александровского сада» началась с небольшим опозданием. Зато вступительные титры поплыли сразу после бурных аплодисментов зала, согласного со всем, что сказал Путин. Перекличка времен продолжалась. В кадре переодетая в юношу девушка поджигала огромный портрет Сталина, который не сразу, но все-таки загорелся. Водитель, заметивший акт вандализма, высунулся из окна и был наказан — на подножку грузовика вскочил человек и стукнул его наганом. Отвлекающий маневр с поджогом удался: бандиты перестреляли охрану, украли сокровища нации и подставили честного шофера. Искать кремлевские алмазы и спасать хорошего человека от суда будет его сын, правильный комсомолец Лешка.
Вот как описан этот благородный юноша в одноименной книге: «Не одно девичье сердце разбилось об умные голубые глаза и обаятельную улыбку, которая никогда не сходила с Лешкиного лица».
Актер Дмитрий Жулин старается следовать этому указанию и улыбается лучезарно и часто. Не улыбаются в «Саду» только злодеи — банда цирковых цыган, возглавляемых страшным Бароном. Это они организовали нападение на бронированный грузовик, но Лешка об этом пока не знает и ведет расследование, блуждая по антикварным лавкам, подвалам и углам. За молодым сыщиком всюду таскается одноклассница, плохо скрывающая свои чувства: «Белая краска на щеках Тани сменилась красной» (стр. 19). Параллельно молодежь ищет встречи с Монахом, который знает, как пройти к библиотеке Ивана Грозного. В современных сочинениях этот царь все чаще поминается как книгочей и ценитель слова. Чего, кстати, не скажешь об Алексее Пиманове и Борисе Яновском.
Большие начальники, известные в миру как ведущие популярных передач и директоры компаний, написали сценарий, который сами же экранизировали и сами превратили в роман.
Если относиться к книжке как к виду рекламной продукции, единственная цель которой сообщить прохожим о скором выходе проекта в эфир, то вопросов нет; способ привлечь аудиторию к сериалу проверенный и надежный: в магазинах под кинороманы уже отвели отдельную полку. Но кто бы ни был потребитель этой продукции, завидовать ему сложно. Одно дело — смотреть на экран, другое — пробираться через заросли штампов и ляпов.
«Александровский сад» в этом смысле — произведение со всех сторон уникальное. Звукорежиссер глушит реплики, оператор выбирает невыгодные ракурсы, а голос за кадром объясняет то, что не смогли снять. Книга собрана из всевозможных графоманских уловок. На 7-й странице над Москвой «медленно поднимался огромный солнечный диск». Дальше, на 46-й спотыкаемся о предложение, в котором слова расставлены в довольно похабном порядке: «Можно было подумать, что Зиновия Ефимовича только и делали, что обманывали».
Но особенно интересно следить за приключениями тени, «отделившейся от грязного подъезда» и зажившей самостоятельной жизнью (это она в книге «вскочила на подножку грузовика» и умчалась, забыв о хозяине).
Спрашивается, стоило ли затягивать с показом фильма, первые анонсы которого появились еще в январе? Тогда гламурных комсомольцев прятали от Солженицына, сегодня их поставили против Арабова и Пастернака. То есть взрослым — «Живаго», дети идут в «Сад»?! Что ж, определенная логика в этой селекции есть. Оценить работу Пиманова и Яновского смогут только очень наивные зрители, которые легко поверят, что в 1938 году самым опасным человеком был Барон, а комсомольцы были либо «красивы», либо «очень красивы».
«Ценности — они как дерьмо: рано или поздно всплывают», — уверяют нас авторы, вкладывая догмат в уста капитану милиции. И ведь не поспоришь.
Пусть с опозданием, но все действительно всплыло. НТВ наконец показывает «Доктора Живаго», по Первому идет «Александровский сад». Какая гармония!