Никто и не ждал, что на первом месте окажется драма Пола Гринграсса «Рейс 93». Она и не оказалась. Трейлер к фильму даже перестали показывать в одном нью-йоркском кинотеатре по просьбе зрителей. В Штатах проводили опросы: надо ли американцам смотреть это кино про 11 сентября 2001 года? Готовы ли они?
К «Дому на колесах» зрители были готовы. Несмотря на то что единственным плюсом комедийного роуд-трипа оказался Робин Уильямс в главной роли, фильм занял первое место в чарте. Барри Зонненфельд, автор «Семейки Аддамсов» и «Людей в черном», сделал пошловатую комедию об отце семейства, который повез это самое семейство на отдых. Семейство, по их собственному признанию, недружелюбное, и члены семьи стараются даже друг с другом не разговаривать. У папочки какие-то проблемы на работе, в связи с которыми он решает арендовать дом на колесах и отвезти семью не на Гавайи, как изначально планировалось, а в Колорадо, заодно и испробовать дорожной романтики с запахом дерьма. По дороге они встречают настоящую дружную семью, которая любит петь кантри и лезть в чужие дела. В общем, развернутая история Уэнсдей Аддамс в пионерлагере, только финал, видимо, все же другой.
Такие фильмы из серии «два мира — два детства», предназначенные для посрамления тихих аутистов, обычно собирают большую аудиторию.
$16,4 млн за первый уикенд.
Кто-то правильно сказал: мы любим трагическую музыку, потому что можем ее пережить. Фильм «Рейс 93» пережить можно, но зрители после фильма расходятся мрачные, тихие, мертвые. Как известно, 11 сентября 2001 упали четыре самолета: два из них разрушили башни ВТЦ, один упал на Пентагон, а пассажиры четвертого сорвали планы захватчиков, и рейс 93 не поразил никаких целей. Просто рухнул где-то в Пенсильвании. Что вообще это такое — хороший фильм про сентябрь 2001-го или надругательство над родственниками жертв? Не слишком ли рано показывать людям драму об этих болезненных событиях? Средний сбор $6462 с экрана доказал, что нет, в самый раз. Общий сбор за уикенд — $11,6 млн.
Можно ли сказать что-то плохое о фильме, где воссоздается ситуация 11 сентября 2001 года? Поднимется ли у кого из критиков то, чем критики ругаются, написать: нет, здесь плохо показано, как умирали наши граждане?
Не поднялось. А может, Пол Гринграсс действительно снял хорошее кино. Он соавтор книги о британской разведке, автор «Кровавого воскресенья» и «Превосходства Борна», но главное — он британец. Вряд ли кому-нибудь из американцев хватило бы сил рассказать о 9/11 без пафоса.
Никакой голливудщины, никаких «человеческих историй», ведь при входе в самолет вам не раздают буклеты с биографиями ваших случайных соседей. Вот и Гринграсс рассказывает только о том, что видит человек, попавший в самолет, или работник аэропорта, или простой американец, не знающий, что произойдет в ближайшие часы. В самолете террористы не размахивают ядерными бомбами, пассажиры не говорят о патриотизме, Харрисон Форд не ковыряется в моторе, спасая заложников. В фильме вообще нет звезд. Это попытка честного рассказа о событиях, о которых пока не хочется слушать. И ничего, кроме этого рассказа, — ни выводов, ни морали, просто история. Фильм, как говорят все — и критики, и зрители, действует очень сильно, но непонятно, зачем он сделан. А вот зачем. Чтобы перестало болеть, чтобы отстраниться от какого-то события, надо сначала снять об этом событии документальное кино, потом написать фикшн вроде бегбедеровских «Windows On The World» (Бегбедер тоже, заметим, неамериканец), потом сделать художественный фильм. И только потом, когда боль чуть-чуть утихнет, на главную роль в боевик можно будет приглашать кого-нибудь вроде Николаса Кейджа, как сделал Оливер Стоун в релизе будущего августа «Всемирный торговый центр».
Попытка хоть чуть-чуть повысить настроение зрителей в дни выхода «Рейса 93» — спортивная комедия «Держись!». Режиссерский дебют Джессики Бендинджер, бывшей модели, сценариста «Аквамарина» и какой-то серии «Секса в большом городе», грозит стать главным фильмом всех времен и народов про девочек-гимнасток. Green Day и Blink 182 на саундтреке, Джеф Бриджес в роли тренера, бесконечные клише подростковых фильмов, и в центре всего этого — сложный подросток женского пола, барышня, которая может отправиться в тюрьму за вандализм.
Либо в тюрьму, либо в гимнастику, и фильм зарабатывает $11,3 мин за премьерный уикенд.
Четвертое место — у ужастика «Сайлент Хилл», не понятного никому, кроме любителей одноименной компьютерной игрушки. Но любители, видимо, рассказывают окружающим, про что этот фильм на самом деле (нет, не про девочку, потерявшуюся в заброшенном городе, населенном зомбаками), поэтому сборы во вторую неделю проката все-таки составили $9,3 млн, а общие сборы фильма выросли до $34,2 млн. И на пятом — «Очень страшное кино-4», суммирующее все, что находится на первых местах чарта. Острые темы, ужасы, глупые шутки, барышни, вандализм, $7,8 млн за неделю, $78,1 млн за три недели проката, запах дерьма, запах дерьма, запах дерьма.