«Ретроспектива» Беттины Реймс — последняя выставка из официальной программы фотобиеннале. Других вернисажей не ожидается. Получилось, таким образом, что Реймс оставлена на десерт. Вряд ли в этом надо усматривать хитроумную режиссерскую волю: график биеннальских показов во многом зависел от технических обстоятельств, так что роль послесловия этой выставке досталась по случаю, скорее всего. Хотя все три основные фестивальные темы — «Путешествие», «Конфликт» и «Соблазн» — здесь так или иначе звучат, если уж очень напряженно вслушиваться. А вообще-то для Беттины Реймс стоило сочинить отдельную рубрику. Типа «О своем, о девичьем».
Американка, с рождения живущая во Франции, одно время числилась официальным фотографом Жака Ширака и даже удостоилась ордена Почетного Легиона.
Но ее артистические заслуги довольно трудно увязать с этим парадным статусом. Интересно выглядит: днем, значит, она разгуливает по Елисейскому дворцу и снимает государственных деятелей, а по вечерам отправляется в парижские притоны, чтобы пощелкать стриптизерш в приватной обстановке. Прямо-таки доктор Джекил с мистером Хайдом. Впрочем, на дворе давно уже не XIX век, и разносторонние натуры никого не удивляют. Как не удивляет и смесь гламура с вуайеризмом, исповедуемая Беттиной Реймс.
Уравнять в женских правах шлюх и кинозвезд, придать их позам и выражениям лиц такую нарочитость, чтобы вдруг стало проглядывать что-то похожее на реальность… Погодите, что значит «сколько можно?». Сколько нужно, столько и можно.
Во-первых, этот тренд умирать абсолютно не собирается и способен привести к славе еще не один десяток фотографов. Во-вторых, у Реймс тут своя ниша — не совсем уникальная, конечно, но все еще перспективная. Кавалерша французского ордена дает понять, что снимает не эротику вовсе, а делает портреты родственных женских душ. Достаточно поглядеть на серии «Зачем ты оставил меня?» или «Женские заботы», чтобы уловить авторский пафос: эх, бабоньки…
Разумеется, пристроить Шарлотту Рэмплинг к стиральной машине или сунуть в руки Летиции Каста две авоськи с продуктами было бы перебором, но выразить сестринское сопереживание посредством метафоры — это пожалуйста. Приспустив комбинашку и подрастрепав волосы, усадить модель на край ванны. Бросить девушку неглиже и в смятенных чувствах на бескрайнюю постель, чтобы острее чувствовалось одиночество.
И всё в таком роде: «Хизер Грэм в странном настроении давит алюминиевую банку», «Эва Херцигова держит ботинок как смертоносное оружие».
Кстати, в эту компанию в ранге еще одной подружки затесался Мэрилин Мэнсон, что для людей проницательных должно послужить сигналом: так просто с гендерным вопросом художница не расстанется. И действительно, следом пойдут серии про гермафродитов, транссексуалов и лесбиянок, потому что если уж выражать солидарность с тетками, то не следует пренебрегать никем, кто наделен хоть какими-то признаками пола.
Тут уже начинает отдавать всемирной отзывчивостью, а при таком раскладе трудно удержаться в рамках одного жанра. От человеческих портретов Реймс переходит к портретированию животных, вернее, их чучел: с ними удобнее работать, меньше случайностей.
Дальше больше: серия INRI посвящена карнавальным постмодернистским трактовкам евангельских сюжетов. Само собой, к кресту для паритета приколачивается не только мужская модель, но и женская, а сцена Пьеты, чтобы никому не было обидно, решена и вовсе обезличенно: на руках у Богородицы покоится соломенный муляж. В свое время эта серия произвела немного гастрольного шума, но с тех пор повидали и не такое. А у Беттины Реймс теперь новое увлечение. В последние годы она работает с дальневосточными коннотациями, где сходятся и гендерность, и мортальность, и муляжность, и еще многое из того, чем славна современная фотография. Вот так: начнешь со стриптизерш, а придешь к экзистенциальной философии. Это вам не Ширака фотографировать.
Беттина Реймс. «Ретроспектива». В ЦВЗ «Манеж» до 18 мая.