Он всплыл. Кинобизнес Голливуда, совсем уже было утонувший в прошлом году и продолживший погружение в нынешнем, неожиданно вынырнул и отряхнулся. На этот раз первое место занял фильм хорошего режиссера с хорошими актерами в главных ролях, и на него пришло столько зрителей, что даже билетерши смутились.
Фильм «Не пойман — не вор», заработав за премьерный уикэнд $29 миллионов, поставил сразу два рекорда: во-первых, это самый кассовый фильм режиссера Спайка Ли (пока выше премьерных сборов в $11 миллионов он не поднимался), а во-вторых, это самый кассовый фильм актера Дензела Вашингтона (его предыдущий хит «Гнев» заработал в первый уикэнд проката около $23 миллионов). Каким образом фильм Спайка Ли собрал столько денег? Создатели рассчитывали в самом лучшем случае миллионов на 20. Зрители не знали, на что идут? Или Спайк Ли, черная птица ярости, решил наконец-то признаться, что на самом деле он — белый и пушистый?
Нет, все вроде на месте — и зацикленность на расовой проблематике, и социо-экономические заморочки, и прочие стереотипы, которые и населяют идеально выверенный, насквозь искусственный и от этого кажущийся еще более достоверным мир Спайка Ли. «Не пойман — не вор» — почти мейнстримный триллер про ограбление. Белый вор (Клайв Оуэн) со своей бандой грабит банк и берет заложников, черный коп (Дензел Вашингтон) выступает в роли переговорщика; существует еще некая дама с неограниченными возможностями (Джоди Фостер), которая сильно запутывает дело. И фамилия у нее — мисс Белая. Доходит даже до разборок с нацистским прошлым — кому-то из критиков это показалось неестественным, учитывая, сколько лет сейчас должно быть нацистским преступникам. Если же отнестись к «Не вору» как к обычному Спайку Ли, то есть как к яростной и прекрасной американской мифологии, разрушающей саму себя, то все сюжетные нестыковки начинают работать. Но все равно непонятно, чем объяснить такое паломничество простых американцев в кинотеатры.
Разве что недавний «Оскар» сделал трендовым слово «расизм»?
«V значит Вендетта» Джеймса Мактига, со всеми своими тоталитарными радостями и воспоминаниями о поджигателе Гае Фоксе, опустился на второе место. Призрак бродит по тоталитарной Европе, точнее, по фашистской Англии, и пытается навести порядок в прогнившем местном королевстве. Призраку помогает прекрасная бритая налысо Натали Портман — она умеет помогать бойцам, ее еще в «Леоне» научили. Продюсеры Вачовски и комиксы в основе фильма делают «Вендетту» хорошим фоном для поедания попкорна. Тоталитаризму — бой, свободе — ура, «Матрице» — превед, «Вендетте» — $12,3 миллиона за неделю и $46,2 миллиона за десять дней проката (бюджет фильма $54 миллиона).
На третьем месте — премьера: «Остаться в живых» Уиллиама Брента Белла — история о видеоигре, приносящей смерть игрокам, очередная пугалка из серии «в черном-черном городе». Игроки умирают так же, как их экранные воплощения, потому что играют в видеоигру о Кровавой Графине, а Графиня очень любит убивать подростков. Игра находится в стадии тестирования, то есть играть в нее пока что не надо было бы, — можно считать, создатели фильма придумали идеальный способ борьбы с пиратством.
В пересказе немыслимо смешно, но при всем этом «Остаться в живых» — не комедия.
Можно только позавидовать людям, способным снимать кино, как будто никто никогда не видел фильма «Звонок». Третье место, $11,2 миллиона за премьерный уикэнд.
Четвертое место досталось комедии Тома Дея «Любовь и прочие неприятности» — непотопляемое романтическое судно, любовная лодка, даже и не думающая разбиваться о быт. Великовозрастный сын-донжуан, которого надо срочно выпереть из отчего дома, и профессионалка, способная влюбить в себя любого. Все романтические комедии последнего времени основаны на вопиюще недостоверных сюжетах, и чем дальше, тем недостовернее должны становиться сюжеты, чтобы зрителям было хоть чуть-чуть смешно. Мэтью Макконахи и Джессика Паркер честно пытаются сделать вид, что к Мэтью Макконахи и Джессике Паркер можно почувствовать сексуальное влечение. $10,8 миллиона за неделю, неплохие $63,8 за три недели проката.
И на пятом месте — комедия «Лохматый пес» Брайана Роббинса, сказка о юристе, который стал собакой, как бы неполиткорректно это ни звучало. $9,1 миллиона за неделю, $47,9 за три недели проката — и, несмотря на героя-юриста, рекомендуется для семейного просмотра.
Двенадцать самых кассовых фильмов, вместе взятые, заработали на этой неделе почти $100 миллионов, а это на 10% больше, чем в последнюю неделю марта 2005 года. На следующей неделе состоится премьера второй части «Ледникового периода», так что люди, имеющие отношение к кинобизнесу, приплясывают и обнимаются: выбрались, выбрались, из финансовой задницы выбрались.