Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ты сам себе враг, Буратино

Мюзиклы нон-стоп: в Москве пройдет фестиваль «Музыкальное сердце театра», где покажут почти все мюзиклы и еще много-много просто музыкальных спектаклей и научат видеть разницу.

Большая волна мюзиклов вроде бы схлынула. Понадобился один грандиозный коммерческий провал, одна трагедия, один загубленный гениальный фильм Роба Маршалла, переведенный русской труппой аналогичного мюзикла, одна настоящая, коммерческая и классическая постановка с подержанными декорациями из Португалии, и теперь можно сказать со всей ответственностью: русские мюзиклы есть. Некоторые из них купили по лицензии и перевели, некоторые сочинили здесь. Для всех них при помощи конкурсного кастинга наняли труппы молодых актеров, создав таким образом за несколько лет целую школу. И вот уже можно подводить итоги.

Для начала, это невыгодно.

Не то чтобы все мюзиклы прогорали – но Москва маленькая, а по провинции дорогие, красивые, западнообразные постановки почему-то не очень катаются. Да и в Москве продюсеры так и не успели приучить публику к тому, что мюзиклы — это реально круто и на них надо ходить. Публику не успели воспитать и не сумели ее приучить к самой главной мысли.

Самая главная мысль: мюзикл — это необязательно комедия с девушками и счастливым концом, необязательно «Американец в Париже». Мюзикл – это изобразительный язык, при помощи которого можно добиться чего угодно. Можно поставить трагедию, в которой все будут танцевать и петь, – есть же трагические балеты и трагические оперы. Можно рассказать любую историю – про гомосексуалистов-педофилов, про парикмахерскую, про кошек на помойке, про становление великой страны, про фашистов и про Господа нашего Иисуса Христа, причем настолько серьезно, насколько это вообще возможно. В культуре, в которой пропало разделение на высокое и низкое, мюзикл – это более или менее высшая точка развития искусства, театра, музыки, человеческого интеллекта. Массовое искусство, которое занимает мозг в течение трех часов с одним перерывом, без рекламы и компьютерной графики.

Мы же пока еще топчемся в замкнутом круге, в котором зритель не становится более подкованным оттого, что мюзиклов элементарно мало, а новых не ставят, потому что зритель ленив и неплатежеспособен.

Собственно, решением этой проблемы и должен стать фестиваль «Музыкальное сердце театра».

Он должен был собрать за две недели все самое лучшее, что только есть на музыкальной сцене: и настоящие мюзиклы, и архаические музыкальные спектакли, и нечто среднее – например, «Иисус Христос Суперзвезда», идущий на сцене театра Моссовета десятки лет. К фестивалю должны были быть подгаданы премьеры, главная из которых – «Буратино», настоящий мюзикл на песни Рыбникова из одного из лучших детских фильмов советского времени.

Увы, «Буратино» не успели поставить вовремя, его премьера состоится позже. Но и так неплохо вышло – два десятка спектаклей за две недели, три площадки, гала-концерт, мюзиклы, которые только шли в Москве за последние пять лет, за исключением несчастного «Норд-Оста».

Программа будет насыщенной и трудной. У нас будет возможность сравнивать и задавать вопросы – а это никогда не дается легко. Стоит ли петь Queen по-русски в We Will Rock You? Должен ли русский мюзикл страдать так же, как и русский театр и русская опера от предположения, что только по-настоящему опытные, заслуженные артисты имеют право выходить на сцену, даже когда надо играть молодых и пылких?

«Ночи Кабирии», «Мадемуазель Нитуш» и «Человек из Ла-Манчи» — это только кажется, или эти спектакли идут десятилетиями, старея вместе с труппой и публикой, в то время как стационарные мюзиклы проходят бесследно? «Юнона и Авось» Рыбникова двадцать пять лет спустя…

На фестивале будет несколько премьер, некоторые из которых мы осветим особо.

Русский театр будет переосмысливать социальные феномены: «Кабаре за стеклом» расскажет обо всех реальных шоу в стилистике Боба Фосса. Это, за отсутствием «Буратино», главная заявка и гвоздь программы. Боб Фосс был очень непростой малый, как мы помним. Он создавал спектакли, в которых была философия, политика, секс, интеллект, изысканность и доступность, делавшая их востребованным коммерческим продуктом, семейным развлечением.

Собственно говоря, это то, чем должен быть настоящий мюзикл – главное медиа, рупор эпохи, какой была, скажем, опера в восемнадцатом и девятнадцатом веке. Именно этого мы ждем от «Кабаре за стеклом». Этого мы ждем от «Музыкального сердца театра».

2–16 февраля. Расписание можно найти на сайте фестиваля.

Что думаешь?
Загрузка