Не так давно Федор Бондарчук, ставший после «Девятой роты» самым кассовым режиссером страны, делился творческими планами – объявил, что уходит в творческий отпуск, чтобы целиком отдаться съемкам высокобюджетного фильма по «Обитаемому острову» братьев Стругацких. Но, судя по всему, выход нового сокрушителя касс откладывается – как сообщило сегодня ИТАР-ТАСС, Федор Сергеевич начинает работу над последней лентой своего отца, выдающегося режиссера Сергея Бондарчука – фильмом, снятым по роману Шолохова «Тихий Дон». «Буквально на днях на «Мосфильме» Федор начнет соединять все части ленты воедино», — сообщила агентству вдова Бондарчука-старшего Ирина Скобцева.
Это означает, что самая скандальная история в нашем кино, продолжавшаяся более 14 лет, наконец-то завершена.
Началась она еще в конце 80-х годов, на заре перестройки. Именно тогда, в 1986 году, состоялся знаменитый Пятый съезд кинематографистов, «съезд ниспровергателей», как его стали называть позже, расстрелявший прямой наводкой Ростоцкого, Наумова, Кулиджанова, но основной удар тогда пришелся по Бондарчуку. После этого разгрома Сергей Федорович предложил руководству «Госкино» два проекта - по экранизации гоголевского «Тараса Бульбы» и шолоховского «Тихого Дона», но оба были отклонены. Возможно, на решение чиновников повлияла также прокатная неудача предыдущего фильма Бондарчука «Борис Годунов». Однако проектом по «Тихому Дону» заинтересовались итальянцы – напротив, помнившие успех исторической драмы «Ватерлоо», сделанной Бондарчуком для Италии в 1970 году.
«Тихий Дон» режиссер снимал на рубеже 80-х и 90-х годов на итальянские деньги (продюсером был Виченцо Рисполи) и преимущественно с иностранными актерами – главные роли исполнили Руперт Эверетт, Дельфина Форрест, Бен Газзарра и Мюррей Абрахам. Однако с этим фильмом все с самого начала пошло не так.
По воспоминаниям, большим ударом для Бондарчука стала открывшаяся нетрадиционная ориентация исполнителя роли Григория Мелехова Руперта Эверетта. В то время нынешняя икона гей-культуры не афишировал свою ориентацию, и когда через неделю после начала съемок Бондарчук случайно обнаружил, что московская квартира Эверетта завалена куклами Барби (их коллекционировал друг актера), это стало для режиссера настоящим потрясением.
Как вспоминал сам Эверетт: «Он очень расстроился. И не выходил из состояния депрессии до тех пор, пока не увидел меня в гриме».
Но, конечно, самым серьезным ударом для Бондарчука оказалась последующая судьба картины. Изначально планировалось делать ленту в двух вариантах – двухсерийная версия для кинопроката и десять серий для телепроката. Несмотря на масштабность проекта, фильм Бондарчук сделал в рекордные сроки – 11 месяцев заняли съемки, и еще полгода – монтаж. Однако сразу после окончания съемок Рисполи объявил свою фирму банкротом, пленку за долги забрал банк «Национале дель лаворо», а звуковой материал Рисполи увез в Лондон. В итоге картина так и не была закончена. По мнению семьи, именно это и подкосило Сергея Бондарчука (как сказала сегодня Скобцева, история с фильмом, «в который он вложил всю душу и считал одной из главных своих картин, сказалась на его здоровье»), и в 1994 году режиссер умер.
А история с фильмом тянулась еще долгие и долгие годы. Поговаривали, что весь этот проект изначально был аферой, что Рисполи решил половить рыбку в мутной воде, воспользовавшись полной неразберихой, начавшейся после распада Союза, совпавшего с окончанием съемок. Итальянцы требовали за пленки больших денег, по крайней мере, именно так утверждали наши культурные чиновники, хотя в прессе проскакивала вполне реалистичная цифра в 4,5 млн долларов. Шли какие-то вялотекущие переговоры, очень много совещаний, вплоть до Президентского совета, но пока насчет денег никто ничего определенного не сказал. Федор Бондарчук и Ирина Скобцева обвиняли чиновников в «бумажной волоките», но опять ничего не делалось. Еще недавно ставший за эти годы звездой Руперт Эверетт, приехав на Московский кинофестиваль, категорически уверял, что этого фильма никто и никогда не увидит:
«Этот фильм был снят на деньги человека, который занимается строительством в Неаполе — это было отмывание денег. Очень жаль, но ничего с этим не поделаешь».
Еще год назад, на заседании Оргкомитета по подготовке к празднованию 100-летнего юбилея М. А. Шолохова, уныло констатировали: «Несмотря на поддержку министерства культуры Италии, сблизить позиции сторон пока не удалось, приобретение киноматериалов на условиях, выдвинутых нынешними владельцами, для российской стороны маловероятно».
Гордиев узел разрубил в этом году «Первый канал», купивший у итальянцев 460 коробок с пленкой. Правда, похоже, выкупили только пленку, без озвучки. Как сообщила в интервью Ирина Скобцева: «К сожалению, мы получили только рабочие материалы, а авторский окончательный вариант так и не вернулся». Именно этот «рабочий материал» и будет доводить до ума сын режиссера. Как уточнил генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст, телефильм будет состоять из десяти серий, как и задумывал Сергей Бондарчук. Скорее всего, уже в следующем году мы увидим фильм, который 14 лет не могла увидеть даже семья режиссера.