Los de Abajo приедут в Москву в конце мирового тура. Обычно считается, что это плохо: группы утомляются и не выкладываются на полную. Мексиканские ска-панко-сапатисты обещают этот стереотип разрушить. «Русские еще не знают, какой угар их ждет. Мы обещаем танцы до упаду, экстаз и всеобщее ликование», — сообщается в воззвании группы к населению Москвы и Петербурга.
Ну отчего же, знаем, почему нет. Вот, к примеру, в Москве несколько лет назад был концерт Ману Чао. Маленький носатый мужичок два с половиной часа… в общем, нельзя передать цензурным словом всю степень восхищения его действиями. Он повелевал толпой, энергетические волны бились под потолком ДК им. Горбунова, три с половиной тысячи человек одновременно занимались брутальным тропическим сексом – и все это при том, что в «Горбушку» в проблематично запихнуть больше двух тысяч человек.
Так вот, Los de Abajo гораздо лучше.
Более правильным было бы сравнить их с Rage Against the Machine или Asian Dub Foundation. Это довольно фривольная музыка – неолатино, рок с примесью кумбии, рэгги, даба и рэпа, но за ней стоит призыв к действию. Ману Чао писал музыку для мобильных телефонов задолго до того, как трубки получили широкое распространение, а Los De Abajo, «Те, что внизу», иначе говоря, «Из глубины» создали за тринадцать лет существования звук плотный и сильный, в котором каждая нота, каждая медная дудка – политическое высказывание.
Когда мы говорим об этой группе, нам важно знать несколько вещей. Мехико – огромный дикий мегаполис, в котором даже в трущобах люди живут лучше, чем в провинции. Los de Abajo – типичные чиланго и гордятся этим. Чиланго – белый мексиканец, столичная штучка, наглая ленивая тварь, кровопийца, живущий за счет всей остальной Мексики, иначе говоря — москвич. Вместо того чтобы привычно огрызаться на всякое «понаехали тут» или открещиваться от обидного прозвища, они написали его на своих знаменах и начали участвовать в борьбе за добро и справедливость.
Молодому человеку в принципе неприлично быть правым, а в Мексике, стране университетов, индейцев, джунглей, коррумпированного правительства, нарктороговцев и воспевающих их марьячи, за такое просто могут пришить. Los de Abajo оказались левыми совершенно естественно и безо всякого принуждения.
Они играли концерты на вечеринках и политических шествиях. Они выступали в бедных кварталах за копейки уже тогда, когда заслуживали международного признания и стадионов как одна из самых зажигательных банд на свете. Диск их выпустил лейбл Luaka Bop, лейбл Дэвида Бирна, специализирующийся на World Music и французском ужасном неошансоне. Они сами прислали ему демо, и вообще, существование этой группы обусловлено множеством случайностей. Это прекрасные случайности.
Вот простой пример. Группа поддерживает сапатистов, повстанцев-индейцев в провинции Чиапас, одном из самых нищих мест в мире. Прекрасная случайность – восьмерка «Оттуда снизу» не сгинула, когда мексиканское правительство попыталось что-то сделать с пятой колонной, с интеллигенцией, пропагандирующей революционное дело в столице и других крупных городах. Или вот еще: будь эта революционная группа откуда-нибудь из северных широт, творчество ее было бы злобным мычанием, а концерты через раз заканчивались бы порванными рубахами и разбитыми черепами. А у мексиканцев, леворадикальных корифеев сальсы и меренге, все яростно-сексуально и симпатично: на танцполе обретешь ты право свое.
Удручает другое. 2 декабря в Москве пройдут два прекрасных крупных концерта. В клубе «Апельсин» будет дискотека революции. Живой звук, живая мысль, свобода слова, медные дудки и ямайско-мексиканские ритмы. В это же время в Кремле состоится концерт — церемония вручения премии «Золотой граммофон», даже эмблема которой смутно напоминает о другой престижной музыкальной премии. Там будет фонограмма, «Чай вдвоем», Алсу, «Мумий Троль», гонщик Николай Фоменко, «Блестящие», «Любэ» и другие.
Каков же должен быть грех человека, насколько дурна его карма, чтобы он вместо одного концерта пошел на другой?
Los de Abajo. Клуб «Апельсин», 2 декабря, 20.00.