В знаменитой серии «Культура повседневности» издательства «Новое литературное обозрение», вслед за работой Ольги Вайнштейн «Денди» вышло еще одно русскоязычное исследование – книга Линор Горалик «Полая женщина», посвященная феномену куклы Барби.
Линор Горалик известна во множестве ипостасей – она и активный интернет-деятель, и поэтесса, и переводчик, и востребованный публицист, и автор нашумевшего порно-романа «Нет», написанного в соавторстве с Сергеем Кузнецовым. Причем в любом из этих амплуа результат получается не стыдным. Дебют в качестве культуролога-исследователя (книга о поколении 70-х, «Половина неба», проходила скорее все-таки по ведомству публицистики) тоже оказался вполне достойным.
Исследуя «Мир Барби изнутри и снаружи» (таков подзаголовок книги), Линор не свалились ни в ересь дилетантизма, не погрешила и уклоном в академизм. Нет, книгу читаешь на ура, подхихикивая на нецензурных стихах о сексуальных проблемах Барби, жалостливо цокая языком при известии, что если бы Барби была реальной женщиной, то при ее пропорциях она бы смогла передвигаться только на четвереньках, и удивляясь – сколько же всего успел наворотить мир вокруг незаконной дочери «шлюшки Лилли» — эротической куколки, которую мужчины подвешивали на лобовом стекле автомобиля.
Однако при неакадемичности изложения «Полая женщина» вполне может претендовать на академичность подхода. Начав с истории кукол вообще и предтеч Барби в частности, Горалик препарировала детища компании Mattel с тщанием средневекового школяра, разъяв ланцетом самые мелкие нервы и сухожилия. Под обложкой уместилось все – последовательные изменения внешности Барби и ее отражение в современном искусстве, тщательное перечисление наиболее заметных коллекций и влияние куклы на стереотипы гендерного поведения.
Барби и ее аксессуары, Барби и феминистки, Барби и коллекционеры, Барби и преемственность, Барби и динамика изменения стандартов красоты, Барби и сексуальные меньшинства – кажется, нет такого аспекта, которому автор не уделила хотя бы пары абзацев.
Причем вся эта мешанина отнюдь не свалена небрежной кучей, а прошита внутренней логикой повествования.
Но странное дело – умом понимаешь, что перед нами качественная работа, но послевкусие заставляет вспомнить анекдот о бракованных елочных игрушках, которые совсем как настоящие, а радости никакой. Наверное, причина та же, которая заставила Линор Горалик писать книгу практически исключительно на западных источниках. Про родные палестины если где и упоминается, то только что-нибудь вроде: «На полках некоторых московских магазинов стоят куклы, за которые американские коллекционеры уже готовы удавиться на онлайновых аукционах, в то время как где-нибудь в ЦУМе или «Детском мире» эти дорогие куклы, возможно, будут пылиться на полках еще не один год».
И не случайно «Часть 4. Барби в России» только громко именуется «частью». На самом деле это всего лишь глава, и не очень большая. Причем написанная исключительно для того, чтобы прийти к финальному выводу: «В общем, наша встреча с Барби еще не состоялась, и очень велики шансы, что она так никогда и не произойдет». Шикарная блондинка с умопомрачительными формами за 46 лет существования действительно стала социокультурным феноменом, оказавшим громадное влияние на мировую культуру – не оспоришь. Одна беда – мы к этому феномену не причастны никаким боком, вот и читается «Полая женщина» как очерк из цикла «Их нравы» — отстраненно-холодно.
Но, впрочем, лиха беда начало. Может, и прочтем еще что-нибудь вроде «Штирлиц как культурный феномен конца XX века» или «Невероятные приключения джинсов в России».
Линор Горалик. Полая женщина. М.: НЛО, 2005.