Видимо, теперь там либо нувориши, либо потомки лиц, чьи описания государственной природы к нынешнему времени утратили свою активность (причем не в последнюю очередь из-за неадекватности этих описаний предыдущая система и накрылась). Последний факт (тот, что в скобках) дает несомненный оправдательный мотив, распространяющийся на всех их потомков — с точки зрения сохранения за ними прав на данную собственность.
Так или иначе, Переделкино — территория фактически служебного пользования. Она предназначалась для того, чтобы производить адекватные и прогрессивные описания социалистической действительности, включая в них прогрессивные производственные отношения, нормативные социальные нравы в русле поступательного движения идеологии.
А теперь, производится ли теперь централизованное описание действительности? Есть подозрение, что нет, и такое положение недопустимо.
Самоучитель, руководство по самоопределению — не частного лица, но гражданина — отсутствуют. Даже такой вдумчивый труд, как «Большая Пайка» г-на Дубова, касающийся проблем становления олигархов, весьма слабо коммутировал как с общим состоянием нравов в стране, так и с государственной линией на сей счет, в чем лично убедился впоследствии и сам автор.
То же касается и возникших женской, наркоманской, тинейджерской, бандитской и проч. литератур. Все они, осуществляя нравственное обучение читателя в избранном разделе бытия, все же не поднимаются до высот обобщения, связывающего отдельную, хотя и насущную для каждого гражданина сферу жизни с поступательным ходом нашего времени вперед.
В минувшее десятилетие литераторы, например, безответственно потеряли Ельцина.
Да, можно понять людей, вынужденных в момент слома языков описания обращаться к проблемам самоопределения, но долг настоящего художника именно в том, чтобы преодолеть личное в своем творчестве! Впрочем, лично гр. Ельцин может быть удовлетворен. Именно в связи с невнятицей в мозгах лиц, творческим даром ответственных за описание процессов в Отечестве, объективного — то есть нравоучительного и оптимистического — изложения его дней не появилось. Первый президент Независимой России остался запечатленным лишь в формате косвенных оценок и воспоминаний, то есть фактически в былинном виде, каковому он всегда и хотел соответствовать. Но не всем же такое счастье…
Словом, ситуация критическая. Еще немного — и наши потомки ни фига не узнают про наши будни, мечты, упования и физиологический оптимизм. Тем более, в условиях объявленной стабильности и т. п. насущен сознательный метод создания описаний действительности, не опирающихся на трактовки совершившегося, но его предвосхищающие.
Словом, проект очевиден, для его изложения хватит и абзаца.
Требуется создать структуру под условным названием «Новое Пер(е)делкино», в которой и разместить лиц, могущих описать действительность в формах, отвечающих содержанию нашей эпохи с точки зрения его общественной значимости.
Учитывая научно-техн. прогресс, такая структура может быть и виртуальной, главное — давать реальное ощущение творческо-гражданственной общности, дающей участникам ощущение чувства локтя и солидарности проявляемых усилий. Разумеется, им следует создать определенные преференции в жизни и быту (бесплатный проезд, санаторное обслуживание, оргтехнику, достойное ежемесячное содержание), что будет справедливо, учитывая затраты их времени и физических сил на труд, имеющий важную общественную значимость.
Примеры такого рода в Новой Истории России уже есть: например, «Фабрика звезд», доказавшая свою адекватность гражданским ожиданиям. Примененные в случае с ля-ля маркетинг и технология производства художественных фактов применимы и в литературном варианте. Тем более что писать всех в школе учат, где, собственно, и можно начинать первичный отбор кандидатур — например, проводя различные конкурсы… ой! Кажется, что-то такое недавно было…
Да, в самом деле: «Необычного приза — встречи с президентом страны — были удостоены финалисты конкурса сочинений на тему «Мой дом. Мой город. Моя страна»... Из 10240 сочинений, присланных на конкурс студентами страны, жюри (а в него вошли Глеб Павловский, депутат Госдумы Олег Морозов, «знаток» Александр Бялко, актер и продюсер Сергей Жигунов, писатель Александра Маринина) выбрало 21 эссе. Их авторы и были приглашены в Москву на заключительную дискуссию».
Досадно, да. Но с другой-то стороны: главное, процесс начался. Опять же и радостно оттого, что и другие думают о том, как улучшить РФ.