Никого не хочу обидеть. Просто поделюсь опытом пользователя социальных сетей. Ни в коем случае не настаиваю на универсальности своего опыта. Многие мои знакомые утверждают, что часами проводят время в фейсбуке и его аналогах, потому что что-то очень важное там изучают. Искренне надеюсь когда-нибудь познакомиться с результатами этих исследований, а пока немного моих собственных скромных наблюдений.
Разумеется, мне не придет в голову сомневаться в гениальности господина Цукерберга и его детища. До сих пор мир не имел более мощного и универсального способа получения массового удовольствия. При этом практически бесплатного.
Почему так счастлив каждый сюда входящий? Мне кажется, все дело в лайках.
Русский язык обогатился этим новым словом мужского рода, обозначающим удовольствие, поступок и единицу измерения одновременно. «Лайк» происходит от слова, первоначально означавшего состояние, а не действие. «I like» значит «мне нравится», как известно.
Интернет и соцсети превратили состояние в действие. Лайкнуть — значит не просто испытать чувство удовольствия, но и что-то совершить. Всего-то пошевелив пальчиком.
Каждый завсегдатай социальных сетей купается в море лайков. Друзья, вернее «френды», многих из которых ты никогда не видел, лайкают фотки с тобой в кафе, где когда-то сиживал Хемингуэй, и твои дневниковые записи — будто ты и правда живой классик. С одной разницей: дневники великих публикуются обычно после их смерти, а ты уже при жизни успел засветиться. Так что не надо писать «Старик и море».
Почувствовать себя известным и значимым — это теперь весьма доступно. Нужно просто не вылезать из фейсбука и других социальных сетей.
Все тебя лайкают, а ты лайкаешь других. Не любишь, не обожаешь, но, выражаясь советским языком, одобряешь и поддерживаешь.
Давать оценку, особенно положительную, по-своему немалое удовольствие.
И какое мощное действие: один клик — и ты сделал эстетический выбор, занял политическую позицию. Лайкая других, ты проявляешь себя верным другом, активным человеком, да чего там, ответственным гражданином.
Лайкай другого, как самого себя, — вот заповедь человечества, погруженного в социальные сети. Признаться, мне приходилось сталкиваться с тем, что друзья просили поставить лайки у них на странице. Как я мог отказать в такой ерунде, хоть искренне не понимаю, зачем это нужно? Это же не денег до зарплаты одолжить.
Шутки-шутками, но некоторые на лайках зарабатывают. Виртуальные симпатии стали продажными еще быстрее физической любви. Конечно, это более гигиенично, чем обычная проституция. Но все равно, согласитесь, как-то жалостливо.
— Чем, говоришь, занимаешься?
— Лайками.
— Собак разводишь?
— Нет, мышкой в компьютере кликаю да пальчиком по планшету тихонечко постукиваю.
— И много дают?
— Спасибо, на водку хватает.
И то верно, работа троллем или ботом нуждается в регулярном допинге.
Интересно, могут ли лайки в будущем заменить деньги и сексуальное удовольствие? Возможны ли диджитал-оргазм и как справиться с диджитал-похмельем? Эти и другие темы ждут исследователей «цифровой реальности».
Мы же взглянем на другую сторону сада. Не эдемского, но цукербергова.
Чем больше лайков, своих и чужих, тем больше вероятность попасть в какой-нибудь скандал. Делать опять же почти ничего не нужно. Вражда и склоки рождаются сами. Иной раз хватит короткого поста или комментария, как по всем трубам понесется хоть и виртуальная, но вполне отличимая и узнаваемая субстанция.
Известный театральный принцип «против кого дружите» приобрел новый смысл. «Как вы можете быть в друзьях с Н.?» — вопрошает общественница с совестливыми глазами на фотографии, когда тот или иной Н., с ее точки зрения, не так себя повел. Не в тот флаг закрасил профиль, не то лайкнул, не того и не так прокомментировал.
Дух вороньей слободки плавно перекочевал в эпоху экранных технологий. Отсюда вторая заповедь социальных сетей: ты можешь быть послан когда угодно и куда угодно, главное — не оказаться в бане.
Виртуальный бан бескровно подменяет локковское право на распоряжение чужой жизнью в естественном состоянии. Снова пару раз пошевелив пальчиком, ты заблокировал того, кто тебе словесно угрожал, кого больше не желаешь знать и видеть. Но иногда даже едва заметное движение может сломать многое.
Кто из постоянных пользователей соцсетей не терял вполне реальные отношения из-за совершенно нелепой виртуальной перебранки? Один милейший в обычной жизни человек, гурман, шутник и балагур, водивший приятельские отношения с половиной Москвы, плотно засев сначала в «Живом журнале», а потом на фейсбуке, ухитрился в прах разорвать отношения почти со всеми.
Потому что гораздо проще хамить и оскорблять, не видя глаз собеседника.
Мне возразят: соцсети не только место, где можно тешить собственные слабости и страстишки. Дескать, это такой особой важности канал коммуникации, через который можно получать и распространять информацию. Вопрос, ради чего вся эта информация и коммуникация? Чтобы что? Лайк поставить можно. Что в сухом остатке?
Вот открыл я фейсбук. Кто-то из френд-ленты с праведным гневом поделился у себя на странице неким сообщением, я прочитал, тоже возмутился, поставил лайк, прокомментировал, перепостил. Проблем стало меньше? Вряд ли.
Тем временем другой мой френд выложил следующую жуткую новость. Снова передо мной проблема без возможности реально действовать и что-либо решать. При том, что очевидно: сидя за компьютером, изменить что-либо в жизни крайне затруднительно.
Зато ты будешь чувствовать себя справедливым, причастным и реализованным, не сделав ровным счетом ничего полезного и содержательного. Не пройдет и недели, как все забудут, в чем сыр-бор. Появится нечто новенькое, о чем поговорить. И так бесконечно.
Если бы Илья Ильич Обломов жил в наши дни, он имел бы аккаунты во всех соцсетях, начиная с благородного и высокообразованного сообщества фейсбука.
<4>Каждый день, не вставая с постели и не раздвигая штор, он постил бы и лайкал, добавлял в друзья и навеки ругался, решая все мировые проблемы разом.
Старый друг Штольц был бы полностью бессилен в своих увещеваниях заняться делом. Ведь теперь Обломов не заурядный лентяй. Он занят, и еще как! Без него не будет лайков и перепостов, никто не оценит его очередного селфи и не узнает, что он думает по поводу последних событий. Какие еще могут быть дела?
В условиях открытых границ обломовщина, столь вольготно расцветшая теперь в русскоязычных соцсетях, следует за нашими людьми повсюду. Недавно эмигрировавший приятель признался, что ему некогда ходить на курсы языка своей новой родины:«Сильно нагружают, времени на жизнь не остается». Так как в любое время суток его можно найти в фейсбуке, кажется, я знаю, о какой «жизни» идет речь.
Социальные сети — эффективная машина счастья и суррогат общественного блага одновременно. Гора сахара, превращающая в сладкую жизнь даже самое праздное и бестолковое существование. И верный способ сбить в пену дней всю свою жизнь.
Но, друзья мои, обращали ли вы внимание, во что превращается ваша лента сообщений, комментариев, фотографий и всего прочего, что вы денно и нощно выкладываете на всеобщее обозрение. Правильно, в ничто. Вряд ли вы найдете свои записи даже годичной давности, если только машина счастья вдруг сама не напомнит. И тут же предложит лайкнуть и перепостить в рубрике «Моя жизнь». Ну скажите, можно ли тут устоять?
Впрочем, не знаю, кто как, а я, пожалуй, постараюсь оставить эту привязанность в прошедшем году.
Тем же, кто считает, что социальные сети могут быть работой, предлагаю бизнес. Наряду с прерыванием запоев сделать массовой услугу по выведению из сетевой зависимости. Судя по растущему числу людей, безнадежно уткнувшихся в экраны, подобный сервис может оказаться весьма востребованным.