Приятно выйти на улицу в День России и, окинув взглядом транспаранты и флаги, поразмышлять о национальной угрозе.
Я вообще заметил, что большинство современных разговоров сводится к обсуждению наихудших для жизни предметов. Почему так происходит, я понятия не имею. Возможно, это физиологическая особенность русского характера — вечное противостояние злу, пусть и мифическому.
Будем выбирать между плохим и самым плохим. Обсуждать, кто хуже: Навальный или Путин? Елена Ваенга или министр культуры Мединский?
Дотянет машина до заправки на одном делении или дотолкаем, если что?
Русский писатель Осокин как-то обнаружил, что аборигенам Республики Коми нельзя говорить: «Лето кончилось». Они сразу начинают рыдать, и утешить их потом нелегко. Точно так же жителям России нельзя говорить о национальной безопасности. Они мгновенно воспламеняются и сгорают, как спички, в мучительных раздумьях: как уберечь страну от несуществующей беды?
Нельзя сказать, что их усилия бесплодны. Все же за последние 20 лет страна выработала некоторые способы борьбы с национальной угрозой. Комбинируя марганцовку, насос-измельчитель и антирадар, можно добиться неплохих успехов.
Один таксист, который вез меня из какого-то плохого места в худшее, перечислил шесть способов, которыми можно обмануть камеры слежения на Садовом кольце.
В другой раз я видел, как на станцию метро вошел отряд солдат-новобранцев. Лейтенант скомандовал: «В колонну стройся!» — и в следующий миг к единственной кассе выстроились 50 человек в новенькой форме и скрипящих сапогах. Возмущение пассажиров и крики «Купил бы один на всех билеты!» лейтенант игнорировал. Минут через двадцать пять каждый солдат получил свой билет, и разводящий невозмутимо выстроил их в очередь перед одним турникетом. Дьявол, подстерегавший Российскую армию возле других турникетов, был повержен.
Впрочем, эти методы борьбы со злом ничто по сравнению с подвигом беглой студентки МГУ Варвары Карауловой. Как мы помним, она в сопровождении отца триумфально вернулась на родину, после того как ее задержали на турецко-сирийской границе. Варвара якобы пыталась примкнуть к несуществующему исламскому государству ИГИЛ (официально запрещенному в России).
Адвокат Карауловой Александр Карабанов уже объяснил нам всем, что в подобной ситуации находятся сотни или тысячи молодых людей, которые нуждаются в государственной защите от экстремистских сект. «Если мы сейчас Варю распнем, — мудро добавил он, — многие молодые люди утвердятся в мысли, что где-то им могут дать более возвышенную миссию, чем в России». Адвокат Карабанов, конечно, не подозревал, что в этих его словах как раз кроется истина.
Поступок Варвары Карауловой, конечно, не диверсия и не экстремизм, а именно возвышенные поиски чего-то во имя неизвестно чего.
Одним словом, выдающийся пример Великого Русского Похода.
«Что еще за Великий Русский Поход?» — спросите вы. Рассказываю. Цель его никогда никому не известна. Суть неясна. Количество участников неограниченно, и сами они не ведают, что творят.
Великий Русский Поход всегда совершается спонтанно, в момент душевного истощения. В его основе всегда лежит ошибка.
Так сказочный купец находит аленький цветочек, заблудившись в муромских лесах. Так реальный крестьянин Афанасий Никитин оказывается в Индии, планируя всего лишь поторговать в устье Волги.
Неизбежность Похода живет в каждом из нас. Однако в большинстве случаев он заканчивается у ближайшего магазина. Зло побеждает, заставляя нас поверить, что изначальный порыв — всего лишь желание выпить или купить новый пылесос. В других случаях участники Похода бесцельно шатаются по городу, заглядывая в арки и окна, затем бессмысленно сидят на лавочке и расходятся по домам — с неутоленной жаждой, издерганные и поникшие.
Великий Русский Поход — единственный способ борьбы с великой национальной угрозой. Оба эти явления одной природы, ибо ни их цель, ни суть никому не известны. Простая русская девушка Варвара Караулова поняла это раньше остальных. Будем надеяться, что страна оценит ее подвиг по достоинству — наряду с подвигами Афанасия Никитина, Николая Пржевальского и других борцов с несуществующей бедой. «Почта России» выпустит марки с ее изображением.
Детская библиотека имени Варвары Карауловой появится в районе Жулебино. Издательство ЭКСМО подпишет с ней контракт на автобиографическую повесть.
На Лубянской площади поставят памятник не Дзержинскому, а именно Карауловой — простоволосой, с ясным, устремленным на Восток лицом.
А в недалеком будущем ей предстоит стать спутницей жизни главного русского путешественника Федора Конюхова. Как герои Достоевского, они сперва будут долго каяться друг у друга в объятиях. Она — в том, что чуть не покинула родину. Он — в том, что поссорился с тюленем в проливе Маточкин Шар.
После этого оба встанут, просветленные, не стыдясь взаимных слез, и рука об руку продолжат Великий Русский Поход из ниоткуда в никуда в поисках дома, который неизвестно где. А главное, даже если он где-то есть, то что нам в нем делать?