Весна в России — обычная, сезонная — не только пора надежд и аллергии, но и время обострения разных фобий и комплексов. Как говорят психиатры, «пришла весна, и бошки рвет». А уж если их сорвало еще раньше, на почве другой «русской весны» — то эффект двойной.
Вот, например, мэр находящейся под контролем ДНР Горловки Станислав Ким записал видеообращение к жителям, в котором рассказал, как Карл Маркс и Лев Троцкий мечтали уничтожить расу славян, чтобы отдать территорию России сионистам. А также сообщил, что на Украине «идет зачистка территории от коренного народа», которая организована для того, чтобы заселить территорию страны представителями другого народа. «Не буду говорить какого, решайте сами, у кого есть голова на плечах», — сказал Ким.
И если бы ответственный товарищ под конец своего видеоролика не поведал, что «указом президента СССР Тараскина» он назначен верховным главнокомандующим УССР, мог бы остаться без врачебной помощи. А так есть надежда, что весеннее обострение удастся купировать.
Жириновский открыл себе прижизненный памятник под «Боже, царя храни…».
И теперь соратники по партии охраняют это творение Церетели от траурных венков, которые пригрозили принести к подножию благодарные москвичи.
В новом шедевре телепропаганды рассказали, что шпион Навальный под ником «Свобода» завербовал агентов в нашем тюремном ведомстве, чтобы уморить Магнитского и расшатать российскую государственность.
На сайте пермского музея политических репрессий в День космонавтики появился текст, восхваляющий эффективность сталинских «шарашек» — дескать, только там Сергей Королев, приговоренный к 10 годам лагерей, смог «целиком и полностью отдаваться своему делу, что и стало залогом раскрытия его таланта».
МИД напугал граждан, выезжающих за рубеж, сообщением, что Вашингтон, «не считаясь ни с кем, перешел к похищению российских граждан». «Пятая колонна» тут же ринулась за американской визой, а инопланетяне вообще страшно обиделись — это все-таки их работа.
В фейсбучных дискуссиях на тему всех этих сюжетов на первом месте вопрос: «они» по весне окончательно съехали с катушек (это, конечно, эвфемизм) или идут навстречу запросам народа?
Большинство вполне рационально мыслящих (на мой взгляд, конечно) людей склоняются ко второму варианту. Дескать, весна здесь ни при чем, никто с ума не сошел. Просто граждане, подсаженные на «распятых мальчиков», за дефицитом последних ждут хоть какого-то экшена. Вот им его и скармливают. Кто как умеет.
Жириновский открыл памятник себе стройному и красивому? Смешно мужик зажигает. Навальный — агент двух разведок? А почему не трех, почему Моссад забыли? Конечно, «действующий президент СССР Тараскин» — это все-таки перебор, ну так в общефедеральное вещание мэр Горловки и не попал, а во все остальное, дескать, наш богоизбранный народ легко поверит. И в эффективность лагерей и шарашек, и в похищение граждан инопланетянами с американскими паспортами.
Формула «пипл хавает», внушаемая годами, стала аксиомой, в которую безоговорочно уверовали, кажется, все.
И сама власть, заказывающая музыку, и «пипл», и те его представители, что уже давно не смотрят телевизор и входят в то самое меньшинство, которое, дескать, не поддается на пропаганду.
Поддается-поддается, только с обратным знаком. Отличные актерские способности мастеров пропагандистского жанра (все эти заламывания рук, голосовые модуляции), а главное, правильно подобранная зрительская аудитория на ток-шоу, готовая разорвать любого инакомыслящего, на фоне которой сами ведущие выглядят чуть ли не образцами толерантности, работают не только на оболванивание людей малообразованных, но и на развитие комплексов у людей вполне себе просвещенных.
И вот уже в кругу последних становится чуть ли не общим местом убеждение, что постсоветскому человеку изжить из себя раба так и не удалось. Что виной всему даже не советское, а еще крепостное сознание или даже мрачные последствия татаро-монгольского ига. Что такой уж у нас народ, достойный той власти, что имеет, а потому ничего в России быстро изменить к лучшему невозможно, и даже пытаться не стоит... Ну так это ровно та мысль, которую и хочет внушить рефлексирующим гражданам власть: не надо и пытаться, все равно не выйдет...
Мне кажется, это такая же искаженная картина реальности, как и та, в которой «агенты МИ6» убивают Магнитского. Что мы на самом деле знаем о том, чем живут и что думают люди, если не из лукавых соцопросов, не из того же телевидения или интернета, в котором глас народа изображают так называемые ольгинские тролли?
Вот буквально на днях жительница Асбеста не смогла задать вопрос президенту через соцсеть «ВКонтакте». Автоинформатор сообщил ей, что такого города не существует, а потому вопрос он принять не сможет.
Робот, по сути, вывел универсальную формулу нынешней жизни в России.
Ведь на самом деле давно уже не существует сел, городов, целых регионов и тем более отдельных людей, если их нет на «прямой линии» с властью, или на экране ТВ, или хотя бы на твоей страничке в соцсетях.
Так почему многие так уверены, что российский народ — раб, терпила и далее по списку? И чем по большому счету эта уверенность отличается от такого же внушенного убеждения, что «если не Путин, то кто?».
Сегодня, в очередной раз увидев явление президента народу, где он наверняка расскажет об успехах нашей большой и сильной страны, ее многочисленных врагах снаружи и внутри, а также совершит немного маленьких чудес вроде помощи тяжелобольному (лучше ребенку) получить бесплатное лекарство от государства, мы увидим и картину явления народа президенту. Звонки, эсэмэски, вопросы из студии и с мест прямых включений, большинство из которых (так было все последние годы) будут проникнуты неподдельным обожанием в адрес лично лидера и просьбой искоренить отдельные недостатки на местах, где его подчиненные чего-то недоглядели.
Из этой картины державные патриоты сложат свое представление о народе, оппозиция — свое. И то, и другое будет кривым зеркалом.
Потому что само действие подготовлено ровно по тем же лекалам, что и телевизионные ток-шоу. Собственно, «прямая линия» и есть самое главное ток-шоу года, к реальности, к сожалению, тоже имеющее весьма отдаленное отношение. И делать по его итогам выводы о том, чем и как живет страна, так же смешно и нелепо, как ставить себе памятники прижизненно.
И уж точно в эту благостную для одних и невыносимую для других картину — что народ наш дик, глуп, раболепен, не дорос до демократии и прав человека, что с ним вообще бессмысленно разговаривать на серьезные темы вроде проблем в экономике и только власть может его накормить, просветить и защитить — никак не вписываются ни создание 400-тысячной Росгвардии с возможностью открывать огонь на поражение, ни все новые законодательные инициативы думцев по борьбе с инакомыслящими, ни бесконечные затраты на провластных троллей и т.д.
То есть сама власть, получается, в нарисованную ей же картинку одновременно и верит, и не верит. С одной стороны, потрафляя все нарастающему безумию заявлений своих спикеров и с азартом улавливающей эманации начальства региональной номенклатуры, с другой — подозревая, что это все одобряющее «большинство» и весь этот глупый, но терпеливый «пипл» в какой-то момент может сорваться с катушек.
Но зачем тогда, как говорит президент, «раскачивать лодку»? Зачем без конца науськивать людей на поиски врагов и будоражить их воображение шизоидной картиной мира — так ведь разовьешь охотничий инстинкт, а охотник потом с глазами, налившимися кровью, не на зайца побежит, а на медведя.
Но и вернуться к реальной жизни страшно — это ведь придется на самом деле узнавать, где находится Асбест и как там живется.
А сколько таких городков в нашей великой стране — поди наведи везде порядок. Тут придется каждый день по две «прямые линии» проводить, и то лет сто уйдет. Куда проще выстроить картинку в телевизоре и одновременно зажмуриться. Психиатры в таких случаях ставят диагноз, но всей же стране не поставишь.
Так что заложниками и жертвами пропаганды стал не только «пипл», но и все, кто почему-то считает, что он не «пипл», включая как «пипл» оппозиционный, так и «пипл» при самых высоких должностях.
На вопрос, что в такой непростой ситуации делать, задумывалось столько умных людей в России, что рецептов хоть отбавляй. Мне в данном случае ближе всего чеховские рефлексии.
Вот хоть, например, отрывок из рассказа «Крыжовник»: «…Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? …Во имя каких соображений? Мне говорят, что не все сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Но кто это говорит? Где доказательства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»
Особенно весной, Антон Павлович, особенно весной. Даже если она сумасшедшая.