Сюжет «Операции «Дрожь» стилистически похож на старые советские фильмы про шпионов: британский шпион с помощью подручного Навального завербовал агента в российской ФСИН, чтобы убить адвоката Магнитского и расшатать ситуацию в России, что ему отчасти и удалось. Но бдительные граждане (в данном случае журналисты второго канала) разоблачили врага. У Высоцкого в песне «Пародия на плохой детектив» события развивались похоже: «Вот и первое заданье: в три пятнадцать, возле бани/ Может, раньше, может, позже, остановится такси./ Надо сесть, связать шофера, разыграть простого вора,/ А потом про этот случай раструбят по Би-Би-Си…»
Кстати, если считать фильм про Навального правдой, надо начинать массированную проверку Федеральной службы исполнения наказаний:
вдруг там до сих пор работает тот самый завербованный агент ЦРУ, да еще и не один?
Впрочем, вопрос достоверности информации в телепропаганде давно уже не самый важный. И если фильм про «личную жизнь» Михаила Касьянова был, судя по всему, хотя бы основан на реальных событиях (соображения об этике журналистов, не брезгующих использовать съемку скрытой камерой и сливы оперативных служб, сегодня тоже не актуальны), то фильм про Навального — новая вершина жанра. В этом качестве он, кажется, претендует затмить даже шедевр Первого канала о распятом в Славянске «украинскими фашистами» мальчике.
Однако остается вопрос целесообразности.
У Касьянова и ПАРНАС, по всем опросам, нет шансов попасть в Думу. Навальный из-за судимости по российским законам вообще не имеет права баллотироваться ни на каких выборах. Спрашивается, зачем сейчас опять пытаться дискредитировать тех, кого власти вроде бы нечего бояться? Та часть электората, которая может отдать свои голоса за несистемную оппозицию, вряд ли поверит в «шпионов» и «бабников». А поклонники подобного телеформата в жизни не станут голосовать за «либералов»: для них, с подачи того же ТВ, эти люди страшнее террористов.
Основных причин оживления тяжелой телеартиллерии, видимо, две. Во-первых, надо продолжать рассказывать электорату, что во всем виновата оппозиция. Ведь кризис затягивается, но не могут же быть в нем виноваты сами российские власти! Конечно, это враги внутри и снаружи. Во-вторых,
это классическая информационная спецоперация для отвлечения внимания публики от «панамагейта».
Поскольку все страны — фигуранты «панамагейта» так или иначе расследуют документы (даже Китай, вопреки прогнозам, объявил о начале расследования), в России тоже решили добавить что-то к первоначальной версии «онивсеврут».
Сначала президент Путин на медиафоруме ОНФ рассказал, что виолончелист Ролдугин «что-то там зарабатывал» в бизнесе, но все деньги тратил на покупку инструментов для музыкальных школ. Журналисты тут же подсчитали, что
на 2 млрд долларов можно было бы купить 300 виолончелей Страдивари (а после Антонио Страдивари осталось всего около 720 инструментов и большинство из них — скрипки).
Затем сам Ролдугин появился на телеэкране с рассказом о том, как он «клянчил» деньги у бизнесменов на меценатство. И чтобы не «клянчил» (виолончелист сам употребил этот глагол), бизнесмены просто отдали ему небольшую долю в бизнесе. Видимо, публика должна поверить, что именно так у нас обычно и поступают крупные предприниматели: пришел кто-то попросил помощь на культуру, благотворительность или что еще, а ему раз сразу — и долю в бизнесе.
Но если публика верит, если, как говорится, «пипл хавает» и распятых мальчиков, и агентов ЦРУ, убивших Магнитского, зачем отказываться от простой и убедительной схемы?
То есть с коррупцией в стране борются сплошь «иностранные агенты», а выводят деньги из страны в офшоры — патриоты, чтобы потом тратить их на покупку музыкальных инструментов для детских школ.
Интересно, конечно, как долго продлится эта вера. Тем более что завтра оппозиционером или иностранным агентом по такой логике запросто могут объявить любого. Так, недавно застройщик московского парка «Дубки», который никак не дают застроить местные жители, сообщил, что протестующие «связаны с оппозицией». Чуть раньше в «пятую колонну» записывали дальнобойщиков, а полпред президента обвинял «диверсантов» из оппозиции в умышленном поджоге лесов в Забайкалье и организации пожаров.
Завтра застройщики Тимирязевской академии могут заявить, что профессоры-ботаники получали семена из-за границы, чтобы сеять смуту в стране (и, в частности, в Мичуринском саду) на американские деньги, и являются агентами ЦРУ — и если эту версию озвучат по ТВ, в нее тоже поверят. И пусть эти, в шляпах и очках, оправдываясь, докажут обратное!
Удобная позиция: любой промах можно приписать оппозиции, а расследования о выведенных миллиардах — инсинуациям ЦРУ.
Долго ли нам будут морочить голову этой нескончаемой «Операцией «Дрожь», зависит от нас самих. Небольшую надежду дает свежий опрос: доля россиян, уверенных в негативном отношении других стран к РФ, снизилась с 72% в январе до 53% сейчас, сообщил Левада-центр. Чем меньше мы будем винить в своих бедах внешних врагов, тем меньше шансов на успех подобной идеологии. Но пока она идет на ура.
Пока народ верит. Рейтинг власти чуть снизился, но не критично. Ненавидеть чужих гораздо легче, чем признать, что проблемы внутри, и тем самым разрушить стройную картину жизни.
Пока тема «крайних своих» не войдет в повестку дня — а она, судя по состоянию ТВ и медийного поля в целом, еще долго не войдет, — крайними будут чужие. Или назначенные «чужими» внутренние враги.
Сейчас эта борьба может стать и главным содержанием думской избирательной кампании. Про агента Навального говорить куда занятнее, чем, например, про причины рекордного, по подсчетам Минэкономразвития, падения розничного товарооборота в стране за последние 45 лет.
Электорат верит телевизору, в котором настоящие патриоты играют классическую музыку и помогают детям, а Навальный борется с российской коррупцией на деньги Госдепа и ЦРУ, расшатывая наши духовные скрепы. Ведь как заявила недавно депутат Ирина Яровая, внесудебная борьба с коррупцией (например, то же расследование журналистов по панамским офшорам) подрывает российскую государственность и разжигает в обществе ненависть.
Ну а фильмы про «агентов ЦРУ» и других «аморальных» оппозиционеров, с этой точки зрения, видимо, разжигают только любовь. А заодно крепят единство и моральные устои наших граждан.