Еще год назад заинтересованные и незаинтересованные лица увлеченно наблюдали негласное соревнование Путина и Медведева: кого, как и сколько раз показывают в ящике. Сегодня этот вид спорта окончательно утратил актуальность. Медведев хоть и мелькает в неизбежной правительственной хронике, но общественность его появление на экране больше не возбуждает. И даже когда премьер выпадает из формата паркетной съемки, как это случилось недавно в День семьи, чуда не происходит.
Кстати, этот новый праздник, именуемый также Днем святых Петра и Февронии, был основан по инициативе Светланы Медведевой. В прежние годы образцовая чета, утопая в ромашках (данный символ супружеской верности также придумала Светлана Владимировна), служила центром пышных торжеств в прямом эфире.
Дмитрий Анатольевич и на сей раз явно приготовился к триумфу. Он был светел, лучист, голубой пиджак сидел отменно. Председатель правительства вдохновенно посылал электорату воздушные поцелуйчики, но электорат безмолвствовал. Не проявляла привычного рвения и телекамера, лишь однажды равнодушно скользнувшая по его умиротворенному лицу. Второстепенность мероприятия подчеркивали ведущие. Сергея Безрукова с женой сменил Харатьян с женой – почувствуйте разницу! От «фанерного» концерта веяло приторностью и унынием. Мое терпение лопнуло на дуэте Марка Тишмана с Дианой Гурцкой, когда певец, протягивая ручонки к незрячей женщине, заголосил: «Спасибо за искренний взгляд». Градус откровенной халтуры наводил на грустные размышления.
Отечественное телевидение в последнее десятилетие стремительно меняло базовые принципы. Теперь оно не информирует и просвещает, а посылает сигналы и расставляет акценты. Иные сигналы и акценты обрастают трактовками. Зачем, спрашивается, нужно было унижать супругов Медведевых, которые прежде так ярко блистали в ромашковом нимбе на сцене и в партере, подчеркнутым невниманием? Да затем: в хозяйстве пригодится. Монархии давно нет, а холопы остались. Вот они и пытаются, как могут, ублажить начальство, предвосхитить его желания.
Другие акценты и трактовки прямолинейны, как законодательство Госдумы. В этой номинации особым спросом пользуются юбилеи. Если известный творческий человек сочувствует оппозиции, он должен быть готов к тому, что его круглую дату заметит в лучшем случае канал «Культура». Свежайший пример – юбилей всеобщей любимицы Лии Ахеджаковой. А бывает, что и «Культура» впадает в амнезию. Так случилось несколько лет назад с режиссером Гетой Яновской. Она оппозиционна власти не сиюминутными политическими взглядами, а структурой таланта, вследствие чего её семидесятилетие не заметил ни один канал. Талант вообще штука ненадежная с точки зрения государства. Поэтому
120-летний юбилей Владимира Маяковского проходит при полном равнодушии благодарных потомков – в отличие от 85-летия Андрея Дементьева. С Маяковским еще разбираться надо, а с Дементьевым все ясно.
Большим подспорьем в ведомстве сигналов и акцентов служит Русское географическое общество. Вряд ли Николай I, создавая высочайшим повелением в августе 1845 года новую императорскую структуру с целью просветительской деятельности, мог вообразить себе её нынешнее амплуа. Мне иногда кажется, что РГО подарили вторую жизнь для того, чтобы с его помощью глава (с 2009-го) попечительского совета Путин мог в мертвый летний период решать разнообразные благородные задачи. С одной стороны, Владимир Владимирович научился черпать адреналин (при батискафе или акваланге) со дна хоть Таманского, хоть Финского залива. С другой стороны, штудии Географического общества дают ему такой заряд бодрости, красноречия и остроумия (направленного в основном на правительство), что рейтинг молниеносно устремляется ввысь. С третьей стороны, Общество способствует бурному росту патриотизма.
В прошлом году на выездном заседании РГО на Валааме речь шла о патриотизме в особо крупном размере, то есть о 50 миллиардах рублей. Они срочно понадобились для строительства в Домодедове парка «Россия», где сконцентрируются лучшие достижения всех регионов.
Тотчас нашелся безымянный владелец, который решил добровольно и безвозмездно (Шойгу грозным голосом подчеркнул ключевые слова) передать в дар Московской области тысячу гектаров земли. Мизансцену завершил лично Путин воспоминанием о благотворителе Иннокентии Сибирякове — он вложил век назад часть своего миллионного состояния в научные проекты. Затем президент обвел свинцовым взглядом олигархов. Окаменевшие Прохоров и Авен с трудом удерживали лицо. Дерипаска нервически улыбался. Свежий румянец Вексельберга приобрел угрожающий багровый оттенок…
В нынешнем году обошлось без заседаний и олигархов. Да и задача поставлена более скромная, чем парк «Россия», — увековечивание памяти военных моряков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Сумма прописью пока не озвучена, но те, кому надо, уже услышали сигналы. Те, кому надо, всегда слышат сигналы.