Однажды — еще до антипиратского обострения — я про скачивания заспорил с одним солидным человеком, не чуждым культурки, — вот как раз про это. Моя позиция, как легко догадаться, была такая, что загребущие руки прочь от важнейшего из всех искусств. Он же возражал: «Нет уж, вот идите и все покупайте, пусть останутся только лицензионные диски! Закон, порядок, священная частная собственность, авторские права и все такое прочее!»
А чего еще ожидать от бизнесмена, эти аргументы тоже просты, не сложней моих, каждый легко может мысленно пострелять в этой дискуссии с любой стороны баррикад. Оба мы злились и даже несколько орали. Он про свое, я, соответственно, тоже не про чужое.
— Нет! — восклицал я с пафосом, сверкая глазами. - Ты и такие, как ты, вы не отнимете у меня мировую культуру! Ее сокровища! Мало (нецензурная брань, длинный период) большевики при своем режиме у нас все отняли и запретили, пытаясь сделать из нас идиотов? Так теперь и вы вслед за ними прячете фильмы! Да пошел ты со своими сторонниками знаешь куда!
Он тоже сверкал глазами и тоже ругался матом. Бу-бу-бу, бла-бла-бла, а где же справедливость, где честная оплата, а на что будет жить киноиндустрия, и прочее в таком духе. Самое смешное, обо что мы споткнулись и стучали кулаками по столу, было сравнение фильмов с книгами.
— Но ведь ты же не воруешь в библиотеке книги! Или в книжном магазине. Обосновывая это тем, что мировую культуру нехорошо прятать от народа. А?
Реплика, да, смешная. И точно, книги я не краду. Но, с другой стороны, библиотеки у нас бесплатные, если я не отстал от жизни. А то ведь территория бесплатного сжимается, как шагреневая кожа, и скоро уже к домашним сортирам будет приделан турникет и монетоприемник, мы будем отчислять роялти потомкам изобретателя ватерклозета. Почему нет, кстати, деньги же не пахнут, как мудро заметил старик Веспасиан, споря со своим наивным сыном.
Никто не берет — по крайней мере, раньше не брал — денег за прочтение книги. Зато имелась в 90-е такая вещь, как видеотеки. Вот где был платный прокат! Копии были, как вы понимаете, пиратские, до голливудских продюсеров вряд ли доходили наши мятые рубли.
Оплата никого не возмущала, поскольку носитель — кассета — был куда дороже бумажной книжки. Очень смешно, что сегодня простенькая по типографским меркам нига легко может стоить ну не тыщу, так 500 рублей. А болванка DVD стоит, грубо, 15 рублей. Так что же, теперь ситуация должна перевернуться?
Ну и потом, книгу я легко могу отксерить (чем мы при совке увлеченно занимались) или отсканировать. Сказать, что за это не преследовали, никак нельзя. Ксероксы все были на учете и охранялись со страшной силой.
— Фильмы снимаются вовсе не для того, чтоб хозяева мультиплексов, построенных во вкусных местах за взятки на отмытые деньги, жировали и держали старую жену в богатой ссылке на Лазурке! Режиссеры преследуют другие цели и ставят другие задачи. По крайней мере, мне так кажется! — я пытался, типа, защитить вечные ценности.
— Более того, — продолжал я сражаться за свободу. — Гребенщиков и Петя Налич один за другим и, возможно, независимо друг от друга стали выкладывать свои новые песни в интернете! Вот она, эффективная борьба против пиратства! Как верно заметил БГ, одни люди сочиняют и исполняют песни для того, чтоб наколотить бабла, а другие — чтоб люди слушали.
— А мне не интересно, что там тебе кажется! Мы будем душить таких вот вольных стрелков, которые хотят на халявку приобщиться к мировой культуре! Недолго вам плясать на наших упущенных прибылях… Увидишь! Вспомнишь еще мои слова!
Ну вот, вспомнил, подошло время. Неплохой нам устроили совок-2! Что хуже — когда от нас заслоняли культуру большевики, ссылаясь на идеологию, или вот теперь, когда цинично и грубо кивают на деньги? «А вот на Западе — так там все фильмы за деньги, все лицензионное!» — говорят наши охранители. Вот уцепились за Запад. Да он разный. Подумаешь, кино там платное в интернете! Но зато сколько всего дается взамен на халяву. В одних западных странах бесплатны школьные автобусы и школьные же обеды. В других — образование и медицина. В третьих — бесплатная полиция, в том смысле, что она не собирает дань с бизнесменов. В четвертых — дармовые страховки. В пятых — вон окиньте взглядом пригороды того же Парижа: такое роскошное социальное жилье раздают кому ни попадя, перед которым блекнут наши так называемые элитные кварталы! Ладно б еще потоки от наших киносборов шли на жилье пусть не понаехавшим смуглым безработным, как у французов, но хотя бы — ау! — ветеранам войны, я имею в виду ту, что закончилась 68 лет назад.
В конце концов выяснилось, что мой товарищ, с которым мы так яростно спорили про пиратов, так волновался оттого, что сам пострадал от кино; он вложил бешеные — по нашим, не своим меркам — бабки в пару-тройку фильмов. А там не то что прибылей, а даже и возврата денег не получилось. Он не разорился, я вас умоляю: туда-сюда пара-тройка лимонов — к отказу от найма яхт и джетов это не привело. Ну какое тут может быть злорадство? Да никакого. И даже не сочувствие, но желание наградить орденом. За Заслуги перед Отечеством. Наивысшей степени. Схема прекрасная, кстати.
Вот же и готовый ответ на высосанный из пальца вопрос. У нас такие бабки куда-то (иногда мы даже знаем куда) деваются в масштабах страны, что жирные коты от нефтянки уж как-то могли бы финансировать культурку. «Техасскую резню бензопилой» или «Чушь собачью для дебилов и пэтэушниц» — иди покупай в порношопе или в мясной лавке,
а Феллини с каким-нибудь Триером, не говоря уж про отечественных классиков, — ну уж оплатите, отправьте денег правообладателям. Пусть люди качают и смотрят.
Господи, ну ведь крохи от сборов доходят до художников! А так-то потоки дербанят всякие чиновники, посредники и прочая мирная мафия, которая и подняла, думаю, весь кипиш, лицемерно и лживо прикрываясь, как всегда, ах, высокими интересами. Вот, лицемерно и лживо! С удовольствием пользуюсь этими казенными пафосными словами. Нате!