Это замечают, но как-то по частям, не целиком. А происходящее грандиозно именно своей тотальностью. Сегодня терпит крах вся система статистических, аналитических, научных, культурных и каких угодно других структур, ранее поставлявших народу и начальству сведения и соображения о том, что происходит в стране.
Информация о России вовсе не превращается в какое-то тайное знание для начальственного пользования. Вовсе нет. Эту информацию вообще перестают собирать и анализировать.
Ее место занимает индустрия изготовления радующих слух вождя домыслов и шарлатанских трактатов. Уровень реальной осведомленности наших верхов скоро приблизится к стандартам осведомленности московских верхов эпохи Василия Темного, эффективного менеджера XV века.
В феврале Владимир Путин встретился с «экспертной группой ученых-экономистов», возглавляемой академиком Глазьевым. Но верноподданнейший доклад об изысканиях этой группы, со всеми ее немудреными рецептами самобытного экономического чуда, произнес вовсе не Сергей Глазьев, а лично президент перезагруженной недавно РАН физик Владимир Фортов.
Надо ли напоминать, что самобытная экономическая наука, называй ее глазьевской или какой угодно, примерно так же соотносится с экономической наукой обычного типа, как «мичуринская биология», придуманная Т.Д. Лысенко и И.И. Презентом в 1930-х годах, с биологией просто. С той разницей, что президенты АН СССР сталинской эпохи хоть и сотрудничали с Трофимом Лысенко, Ольгой Лепешинской и прочими тогдашними лжеучеными, но все же не выступали публично в роли их помощников и пиарщиков.
А сейчас это то ли обязанность, то ли живой порыв души. В марте глава РЖД Владимир Якунин представил президиуму РАН свой мегапроект ценой триллионы у.е., клонящийся к преображению державы путем некоего «духовно-нравственного» слияния со странами Востока. Реакция стран Востока остается неизвестной, зато безоговорочную поддержку главы российской науки докладчик получил сразу. «Я убежден, что мы должны поддержать проект — не только из наших прагматических интересов, но и по сути», — заверил Владимир Фортов.
К безоговорочной капитуляции научного знания перед шарлатанством надо было прийти. И к нему долго и упорно шли.
Через полки книжных магазинов, на которых под вывеской «История» лежали, во-первых, труды по конспирологии, во-вторых, горы бездарных биографий бездарных царствующих особ, а в-третьих, шарлатанские штудии в жанре Фоменко — Носовского.
Через приравнивание честного ученого к жулику, когда половина кандидатских и докторских — прямолинейный, ни от кого особо и не прячущийся фальшак. Когда Игоря Федюкина, заместителя министра образования, пытавшегося хоть слегка потеснить остепененных невежд, демонстративно прогоняют со службы, а сообщество псевдокандидатов и псевдодокторов победоносно отстаивает свое право быть прохиндеями.
Вовсе не в мирке либералов, а в нашем антилиберальном социуме правда и ложь уже давно имеют одинаковые права на всех этажах. История с двукратным изгнанием Андрея Зубова из МГИМО напомнила не только о запрете на высказывание нежелательных мнений, но и о прочно сложившемся в этом сверхэлитном университете мирном сосуществовании профессионалов с шарлатанами.
Превращение жульничества в научный мейнстрим назревало давно и наконец состоялось. На месте гуманитарного и естественно-научного знания — сплошная прохиндиада. Традиционные науки при ней в служанках, как в Средние века при теологии. С той разницей, что тогдашние теологи не были шпаной.
Ясно, что независимой или хоть полунезависимой политической, социальной и экономической экспертизе в такой атмосфере не выжить. То, что этими днями из Центра стратегических разработок попросили экс-главу этой структуры Михаила Дмитриева, выглядит совершенно естественным и назревшим решением. Ведь качество прогнозов ЦСР оказывалось иногда неприемлемо высоким. Например, политический кризис 2011 года был им предсказан и довольно натурально изображен за несколько месяцев до начала. К тому же Дмитриев безоговорочно критиковал нынешнюю «пенсионную реформу», наспех придуманную ради экономии денег. Таким экспертам, а главное, таким экспертизам нет места в новой политической реальности. Она не приемлет, чтобы ее изучали.
Для каждой сферы деятельности придумана процедура отречения от ее исконного смысла, аналогичная подписанию культурно-украинского письма. Околоначальственный либеральный эксперт пока еще терпим, но только если не претендует на серьезный анализ действительности, а главное, признает полное равноправие с собой растущей оравы казенных «экспертов» нового призыва — разоблачителей заговоров и борцов с либеральной мировой закулисой.
И не надо думать, что ликвидируется или превращается в пародию одно только отвлеченное знание.
Шаг за шагом упраздняется даже статистика. Росстат методично работает над тем, чтобы его сведения стали несопоставимы и цифры, сообщаемые им в разное время и по разным поводам, не могли сравниваться друг с другом. Этого достигают изменением методик подсчета, которое происходит в темпе, напоминающем скорость перетасовок нашего выборного законодательства.
Последний шедевр государственной статистики — перекомпоновка динамики ВВП за 2013 год. Взглянув свежим глазом на застойную картину прошлого года, а также вдохновляясь, возможно, известным анекдотом о том, что такое соцреализм, Росстат пару недель назад «уточнил» свои поквартальные оценки за прошлый год, и все вдруг заиграло новыми красками.
«За счет понижения оценки первого и второго кварталов 2013 года Росстату удалось продемонстрировать мощный разгон экономики России: отныне в первом квартале фиксируется спад (-0,3% к предыдущему кварталу), зато потом темпы роста неуклонно идут вверх (0,5, 0,8 и 1% в квартальном выражении). Получается, что во втором полугодии прошлого года экономика росла темпом почти 4% годовых. Согласно Росстату, произошло то, чего весь экономический блок правительства пытался добиться на протяжении всего прошлого года — переломить негативный конъюнктурный тренд!»
Не удушенные еще эксперты-экономисты иронизируют. Хотя смысл статистических манипуляций понятен. Высшее начальство живет только сегодняшним днем. Прошлое забыто, до будущего еще руки не дошли. Вот и можно рапортовать, что год назад все, дескать, было плохо, но зато уж сейчас дела идут лучше некуда. А еще через пару кварталов фокус с перетасовкой методик и цифр можно будет запросто повторить.
Если нет спроса на правду, так откуда ей взяться.
Новые подтасовочные ноу-хау осваивает и такая солиднейшая в прошлом структура, как Банк России. За этим можно следить почти что в режиме реального времени. Тут уж, как говорится, следите за руками.
Еще в январе этого года на сайте ЦБ видели такие цифры вывоза капитала из России за рубеж: в 2012-м — $54,6 млрд, в 2013-м — $62,7 млрд. Сейчас на сайте ЦБ чуть более скромные цифры: в 2012-м — $53,9 млрд, в 2013-м — $59,7 млрд. Причина — в переходе к новому способу подсчета, который позволяет резко преуменьшить панический отток капитала в первом квартале нынешнего года. Впрочем, даже и по нынешней версии ЦБ он все равно огромен: $50,6 млрд всего за три месяца.
Но самое забавное дальше. За быстротой перемен не поспел Минфин, и Антон Силуанов на коллегии своего министерства все равно мимоходом назвал ту самую цифру, которую так старался замаскировать Центробанк: «Основной причиной оттока капитала является неопределенность развития геополитической ситуации… Из $63 млрд оттока капитала в первом квартале $20 млрд пришлось на рост наличности на руках населения, а с учетом перевода рублей в иностранную валюту организациями отток капитала составил $50 млрд».
Сами понимаете, переходное время. Одни уже разучились видеть факты, другие пока не разучились, но притворяются, что не видят, а третьи пока проговариваются.
Немного терпения, и все, до чего дотягиваются руки властей, приспособится к упраздненной действительности — и можно будет жить, совсем не видя страны.