«Мы за мир во всем мире», «Нет поджигателям войны!» — такие лозунги долгое время жужжали постоянным пропагандистским фоном в наших ушах при советской жизни. Являясь одной из самых агрессивных и непредсказуемых стран мира, СССР на словах постоянно боролся против войны. Увы, опять наступило такое время, когда приходится заниматься антивоенной пропагандой. Только на сей раз по-честному:
россиян срочно надо возвращать с «войны», на которую их из ложно понятого инстинкта самосохранения мобилизовала российская власть.
На заседании Совета безопасности, от которого почему-то ждали чуть ли не объявления третьей мировой войны (кстати, мы ведь не знаем, что было сказано в закрытой части), президент России сказал две важные вещи. Во-первых, что прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности нашей страны сегодня нет. Во-вторых, что «Россия, слава богу, не входит ни в какие альянсы, это тоже в значительной степени залог нашего суверенитета, любая страна, которая в альянсы входит, сразу часть своего суверенитета отдает».
Тут показательно не только каждое сказанное слово, но и контекст. Прямой военной угрозы нет — а «кривая» есть? Сегодня нет — а завтра возможна?
Про альянсы и суверенитет лучше всего объясняет пример семьи. Любая семья подразумевает, что мужчина и женщина (хотя бывают и однополые семьи) отдают друг другу часть своего суверенитета. Но вполне можно жить и во всей полноте суверенитета — холостяком. И вот еще что важно с точки зрения понимания нынешней российской политики:
если вы свободны, а девушка из соседнего дома не хочет быть вашей, не надо пытаться ее насиловать.
Это уголовное преступление.
Проблема в том, что, как никогда сильно в постсоветское время, сегодня территориальной целостности и суверенитету России угрожает ее собственная политика. Настало время тотальной демобилизации с той ментальной и отчасти уже буквальной (добровольцы-то воюют) войны, в которую нацию годами последовательно погружала и, наконец, с головой погрузила сама наша власть.
Все эти разговоры про «войну у порога», про «нас втягивают в войну», про «врага у ворот» в сегодняшней ситуации являются не просто пропагандой, но и опасной для России искаженной интерпретацией фактов, их возможных причин и последствий. Никуда нас не втягивают, мы втягиваемся сами. В никому не нужное (прежде всего нам самим как нации) противостояние со всем развитым миром.
После катастрофы «Боинга», кто бы его ни сбил и какой бы ни была реакция в мире по итогам расследования, принципиально поменялся вектор самосохранения российской власти.
До момента бескровного присоединения Крыма и Севастополя разноформатное участие в военной кампании помогало российской власти остаться и отвлечь внимание населения от нарастающих системных, в принципе неразрешимых при такой политике, экономических проблем в стране. После затянувшейся кровавой истории так называемых ДНР и ЛНР и особенно после гибели пассажирского «Боинга» военный конфликт на Украине скорее мешает самосохранению российской власти, чем способствует.
Эта политика прямо работает на ослабление и разрушение России в ее нынешних границах, а не на «расширение русского мира». Она уменьшает, а не увеличивает возможности России влиять на судьбы человечества и даже на свою собственную судьбу. В частности, теперь мы на долгие годы вперед станем абсолютным энергетическим и в итоге политическим заложником Китая, если не вернемся в русло осмысленной и реально продуктивной внешней политики.
Как же демобилизовать нацию после такой ядерной возгонки всеми возможными средствами военных настроений в обществе? Прежде всего, России необходимо публично поддержать усилия украинских властей по скорейшей ликвидации ДНР и ЛНР и публично же признать эти структуры нелегитимными. И уж точно способствовать скорейшему полному исчезновению из политического пространства всех этих гиркиных-бородаев-болотовых, как уже исчезли оттуда казак Бабай, народный мэр Славянска (кто-то еще помнит его фамилию?) и некто Пушилин.
Разговоры о том, что якобы разогретые массы не простят этого нашей власти, — сильное преувеличение. Ибо если власть будет показывать по телевизору картинки цветущего под российским руководством Крыма, перестав вообще упоминать про ДНР с ЛНР, наша публика быстро забудет Украину.
То, про что не говорит телевизор, для большинства россиян просто не существует, — такое уж у нас в данный момент качество народа.
А вот если снаряды с украинской территории продолжат регулярно залетать в Ростовскую область — не забудет. Проблемы Украины пусть решает Украина: у нас своих полно.
Отсидеться в окопах информационной войны, не думая о происходящем у себя дома, у россиян не получится. Стране надо срочно заниматься экономическими реформами. Причем не столько защищать экономику от санкций, как говорит президент, сколько создавать условия для притока внутренних и внешних инвестиций, вернуть базовые экономические свободы, убрать руки государства с горла бизнеса. И в принципе перестать давать поводы для этих санкций.
Реально главная угроза безопасности России сегодня — экономический крах, к которому уверенно ведет ее нынешний милитаристский курс.
Нельзя делать ставку на Китай как на единственного стратегического покупателя нашей нефти и газа.
Нельзя делать ставку на нефть и газ как на наши единственные стратегические статьи экспорта в ближайшие десятилетия. Пора перестать грезить о «Новороссии» и «русском мире в широком смысле». Расширять этот русский мир можно только за счет увеличения экономической мощи той России, которую мы имеем сейчас. Не конфронтация с Украиной или Западом, а начало конструктивного освоения собственной территории и формирование полноценной экономики — вот куда государство должно направлять свои усилия и усилия нации, если действительно любит Россию и заботится о ее будущем.
Превращение России в мировую экономическую державу с высоким уровнем жизни, миролюбивой и предсказуемой внешней политикой должно стать главным направлением мобилизации ресурсов нации. России нужно полноценное развитие собственной гигантской территории, экономический контроль над которой она утрачивает, а не присоединение новых земель и не очередное в истории выпадение из цивилизации. Не говоря уже о том, что для любого нормального человека гибель ни в чем не повинных людей в принципе не может быть оправдана никакой «геополитикой».
Мы можем и обязаны немедленно прекратить воевать на деле и в наших головах — ради своего же блага и блага своей страны.
Нужно сделать все, чтобы прекратить войну. И реальную, и информационную, и эмоциональную. И не надо думать, что мы тем самым поможем «враждебному Западу» или Украине. Мы поможем прежде всего сами себе. Вернем себя в Россию.