О том, что власти не собираются (не будут, не планируют и т.п.) повышать налоги, мы слышали очень много. К примеру, в президентском Бюджетном послании в июне 2012 года так и было сказано, что «налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года». На высоком правительственном уровне неоднократно заявлялось, что налоговое бремя в ближайшие годы увеличиваться не будет.
В общем, все это очевидная неправда, но она не была вызывающе очевидной до последнего времени. Сегодня ситуация меняется на глазах, и меняется кардинально.
Итак, какие решения по повышению налогов уже реализуются и какие нас ждут уже с нового года?
Первое: переход к налогообложению имущества по кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость, понятное дело, отличается от стоимости БТИ, и уплачиваемый с 2015 года налог с наших квартир, гаражей, земельных участков, загородных домов и т.п. возрастет существенным образом (в 2–3, а то и более раз). То, что повышение налога будет постепенным, принципиально ситуацию не меняет.
Второе: введение сборов на определенные виды деятельности (торговлю, общепит, туризм и т.д.). Как известно, именно к такому решению пришли во властных структурах после дискуссии о необходимости введения налога с продаж. И преподнесено это было как великое достижение. А в чем достижение-то? Все равно это повышение налоговой нагрузки.
Можно не сомневаться, что, даже несмотря на то, что за все платит в конечном счете потребитель, тем, кого коснутся новые сборы, будет очень тяжело.
Третье: рост социальных страховых платежей для работников тяжелых и вредных производств. У нас повышение фискальной нагрузки по данному направлению идет уже не первый год. Учтем, что тяжелые и вредные производства занимают, к примеру, в нашей промышленности одну треть. Ощутимо? Не то слово.
Четвертое: повышение размера госпошлины за совершение органами власти юридически значимых действий. Такое повышение должно составить с нового года в среднем почти 60%.
Пятое: установление тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов. Сегодня такая предельная величина равняется 624 тыс. руб. (годовой фонд оплаты труда). Теперь прикиньте, какого числа работающих эта мера может коснуться. Только не будем лукавить, дескать, работников это не коснется, так как платит работодатель.
Коснется, и очень коснется, потому что работодатели будут вынуждены срезать зарплаты, а то и вовсе увольнять работников.
Шестое: рост размера акцизов. Ну, это вещь почти само собой разумеющаяся, так как все последние годы акцизы росли. Продолжат они свой рост в 2015 году и далее: на табачную продукцию, алкоголь, легковые автомобили.
Седьмое: налоговый маневр (снижение размера экспортных пошлин и резкое увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат). Здесь, казалось бы, ничего страшного нет: где-то убыло, а где-то прибыло, но и эта мера также ведет к повышению налоговой нагрузки.
Восьмое: повышение ставок платы за пользование водными объектами и за использование лесов. Суммарно вроде бы и небольшие доходы в федеральном бюджете от реализации данной меры в 2015 году будут (свыше 1,7 млрд руб.), но ведь и это дополнительная фискальная нагрузка.
Девятое: увеличение ставки налога на прибыль организаций от доходов, полученных в виде дивидендов российскими организациями, с 9 до 13%. Казалось бы, что это-то давно было пора сделать. Может, и так, только вот повышение приходится на самый неподходящий период, когда экономика входит в кризис.
Замечу, что большинство названных выше мер вплотную касается тех самых несырьевых секторов экономики, которым «неповышение» налогов было обещано на высоком президентском уровне.
Перечень налоговых нововведений, увеличивающих налоговую нагрузку, можно продолжать. А еще, объективности ради, надо держать в уме то, что в 2016–2017 годах эта политика повышения налогов будет продолжена.
Да, чуть не забыл. Есть еще целые направления деятельности, которые также однозначно ведут к повышению налоговой нагрузки: деофшоризация, усиление роли правоохранительных органов в налоговой политике, отказ от установления новых и поэтапная отмена большинства действующих налоговых льгот. Наверное, все это и вправду надо делать.
Только вопрос: почему этим не занимались, когда экономика росла? Почему, соответственно, делают это сегодня, когда повышать налоги категорически противопоказано?
Но сегодня нужно находить где-то деньги. А самый простой и быстрый для этого способ — поднять налоги.
Повышение налогов сегодня, особенно на фоне падения нефтяных цен, — это расплата за повышенные бюджетные обязательства, непомерные оборонные расходы, все эти мегапроекты и т.п. К примеру, расходы на оборону из федерального бюджета в 2015 году по проекту того закона о бюджете, который Госдума готовится рассматривать в первом чтении, должны вырасти по сравнению с 2014 годом на 32,8% (!).
Теперь давайте попробуем оценить, реально ли исправить такие ошибки. Представляете ли вы себе, что власть предержащие вдруг скажут, что чего-то там недодумали, наобещали лишнего, а теперь свои обещания берут назад? Вряд ли.
Сегодняшнее развитие ситуации в экономике можно оценить как неизбежное скатывание в кризис. Но неизбежное оно только потому, что сегодня те люди, от которых зависит экономическая политика, не способны принять необходимые решения. Некоторые из них, может, и понимают, что надо или не надо делать, но есть политические ограничения, которые они не способны преодолеть.
Собственно говоря, то, что сегодня происходит с налоговым законотворчеством, ярко демонстрирует эту самую неспособность что-либо сделать.