Помните знаменитое «Не так сели» от Бориса Ельцина? Да, это когда ему не понравилось, как посадили за столом Сергея Степашина – тогдашнего первого вице-премьера правительства и будущего председателя правительства (далековато от президента).
А вот сегодня, слушая высокопоставленных российских чиновников, хочется заметить им: «Не так сказали». Вот, к примеру, на недавнем заседании правительства РФ премьер-министр сказал, что «динамика основных показателей в настоящий момент у нас чуть лучше прогноза». Такое обязывающее заявление обращает на себя внимание.
Нет, правда, трудно не обратить на него внимание, потому что все с точностью до наоборот.
Официальный прогноз, на основе которого принимался федеральный бюджет на 2014 год, – прирост ВВП на 3%. Сегодня есть пока только официальные данные по итогам первого квартала: плюс 0,9% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года. Однако реальный показатель был где-то 0,4–0,5%, потому что упомянутые выше 0,9% были получены за счет того, что была пересмотрена в сторону снижения база для сравнения – весенние месяцы 2013 года (власти честно признались в этом пересмотре). И есть оценочные данные по второму кварталу 2014 года – плюс 1,2%.
Как могут «дутые» 0,9% или 1,2% быть больше 3%? Поясню. Чиновники у нас сравнивают текущие экономические показатели не с официальным прогнозом, исходя из которого принимается главный финансово-экономический документ страны – федеральный бюджет, а с текущими постоянно пересматриваемыми прогнозными показателями. Сегодня такой прогноз после неоднократных корректировок уже снижен до 0,5% прироста по ВВП в текущем году.
Неудивительно, что самый точный правительственный экономический прогноз на год у нас появляется… где-то в декабре этого же года.
Вообще-то в декабре спрогнозировать то, что будет по итогам года, — это, знаете ли, высшей степени профессионализм.
Еще о 3-процентном росте экономики в этом году. Осенью 2013 года в интервью газете «Комсомольская правда» министр экономики Алексей Улюкаев заявил, что если не будет этого самого роста в 3%, то он уйдет в отставку.
Не надо было тогда такое Улюкаеву говорить. Мне почему-то кажется, что как профессионал министр экономики понимал уже тогда, что 3-процентного экономического роста в 2014 году в России не будет. Понимал – не понимал, сказал. И дело здесь не в Крыме. Был бы фактор Крыма или не был бы, экономика все равно скатывается в рецессию.
Подтверждением ухудшения дел в экономике является и совсем свежая информация: продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в июне резко снизились – на 17,3% в годовом выражении. В мае, кстати, продажи легковых автомобилей тоже упали существенно по сравнению с маем 2013 года – на 12%.
Примечательно, что производство легковых авто в мае выросло на 5,5%. И все мы услышали заявления, что обрабатывающая промышленность оживает.
Кто оживает? При обвальном падении продаж рост производства означает одно: это работа на склад. Разве это похоже на оживление?
И фактор импорта этот неутешительный вывод никак не может поправить. А вообще специалисты знают, что в мае текущего года было на один рабочий день больше по сравнению с маем 2013 года, что и предопределило «статистическое» оживление.
Показатель продаж легковых и легких коммерческих автомобилей столь важен потому, что это так называемый упреждающий показатель-индикатор. Он заранее с очень высокой вероятностью показывает, что будет происходить в экономике в перспективе. Другие показатели-индикаторы также свидетельствуют об ухудшении ситуации. К примеру, по информации РЖД, объем погрузки на железнодорожном транспорте в июле 2014 года упадет более чем на 5% — тоже резкое снижение.
Но самое плохое, это когда чиновники начинают делать успокаивающие заявления про инфляцию.
Нас успокаивали-успокаивали, а получается вот что: за первое полугодие потребительские цены выросли на 4,8%, в то время как именно столько должен был составить рост цен, но… по итогам всего 2014 года. Я напомню, что федеральный бюджет на 2014 год принимался осенью 2013 года с учетом того, что инфляция в текущем году составит 4,5–5,5% за год. Потом уточнили: будет 4,8% за год, а получили ровно столько же, но за полгода. А ведь здесь пока не учтен рост тарифов ЖКХ, который случился с 1 июля 2014 года.
Так что если уложимся в однозначное число годовой инфляции – будет хорошо.
Я понимаю, почему мы слышим такие заявления: нас хотят успокоить, зарядить экономику оптимизмом и т.п. Вот только одно важное обстоятельство не учитывают: чтобы такие заявления действовали, надо, чтобы им верили. А вот для веры нет никаких оснований. И в этом случае подобные заявления действуют с точностью до наоборот: неопределенность экономической ситуации возрастает, инвестиции снижаются, экономика замедляется.
Есть и политические причины экономических заявлений, не соответствующих действительности: никто не хочет доводить до высших руководителей неприятную информацию, боятся расстраивать начальников. Возможно, кто-то пытается не столько нас, сколько сам себя убедить в том, что все будет хорошо – все будет хорошо – все будет хорошо… Получается «зомбирование», наукообразно выражаясь, через вербальные интервенции.
Только ведь в экономике все тайное быстро становится явным. Так что лучше уж правду. Заговорить экономический кризис еще никому не удавалось.