Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Попаданцы XXI века

О недопредсказанном будущем

Журналист, писатель

Среди фантастических романов приятнее и веселее всего читать книги о так называемых «попаданцах». То есть о людях, волею автора вдруг оказавшихся в другой эпохе. Чаще всего – в прошлом. Классический пример – Марк Твен, «Янки при дворе короля Артура», где бодрый технически подкованный американец накручивает хвосты средневековым британцам. Помню, как весело было читать роман какого-то нашего писателя о советском «попаданце» в русский XIX век. Герой идет по улице, и вдруг навстречу молодой Ленин! «Здравствуйте, Владимир Ильич». «Добрый день, сударь, но я, кажется, не имею чести быть с вами знакомым». «Дорогой Владимир Ильич, да я вас с детства знаю!» – «Вы? Меня? Откуда, как?» – «Ну что вы! Да вас все знают! Вся страна! Весь мир!» – «Простите, вы, наверное, больны? – Ленин, то есть еще Ульянов, смутился и встревожился. – У вас жар?» В самом деле, забавно!

«Попаданец» из будущего наводит порядок, решает технические задачи и предсказывает то, что случится через месяц, и этим производит впечатление на жителей прошлого мира. А читатель идентифицирует себя с ним, таким умным, могучим и проницательным – вот поэтому эти книги так приятно и лестно читать.

Но и «Гостья из будущего» или нечто подобное – тоже приятное и лестное чтение, потому что Алиса Селезнева, как ни крути, наша девочка. И мир, в котором она живет в 2080-м примерно году (ненадолго попадая из него в Москву 1976 года), – это тоже наш мир, только сильно улучшенный.

Приятно также читать книжку о том, как некий великий человек из прошлого оказался в нашем времени, а наш умный современник ведет его, как экскурсовод, по улицам. Объясняет про автомобили и метро, самолеты и радио, кино, фото, телевидение и телефон. «А это, дорогой Александр Сергеевич, ваши избранные сочинения в трех томах! Смотрите, как славно издано! Тираж, изволите ли видеть, семнадцать миллионов экземпляров». Потрясенный Пушкин чуть с ног не падает, а провожатый вежливо дополняет: «А общий тираж ваших сочинений за последние сто лет – триста миллионов!» Благодать, да и только.

Однако если говорить серьезно, то любой писатель-фантаст – «попаданец», так сказать, по определению. Автор, который пишет о будущем, берет из своего времени весь его технический, житейский и идейный контекст. И даже технологические шаблоны и предрассудки. Ужасно забавно читать, как в фантастике ХХ века герои века ХХХ попадают впросак из-за того, что «забыли завести часы», или как в бесконечных коридорах межгалактического корабля «тишину нарушает только стрекот кинокамеры». То есть летать к чужим галактикам научились, а придумать что-то надежнее, чем часы с пружинным заводом, – как-то руки не дошли. Молекулярные трансформации для переправки людей к другим планетам – освоили, а движущееся изображение фиксируем с помощью изобретения братьев Люмьер…

Что уж говорить об однополых семьях или трансгендерности? Об этнических и расовых вопросах? Дело не шло дальше наивного феминизма (то есть формального равноправия женщин в понятиях раннего ХХ века) и столь же наивного интернационализма (несколько китайских, арабских и испанских имен в отряде астронавтов, и все они разумеется – лучшие друзья).
Вот мы потихоньку перешли к идейному содержанию научных фантазий о будущем. Олицетворение левого утописта, чеховский Художник из «Дома с мезонином» (1896), проповедовал:
«Если бы все мы, городские и деревенские жители, все без исключения, согласились поделить между собою труд, который затрачивается вообще человечеством на удовлетворение физических потребностей, то на каждого из нас, быть может, пришлось бы не более двух-трех часов в день. Представьте, что все мы, богатые и бедные, работаем только три часа в день, а остальное время у нас свободно… Мы изобретаем машины, заменяющие труд… Сколько свободного времени у нас остается в конце концов! Все мы сообща отдаем этот досуг наукам и искусствам». Ну а в конце концов человек избавится от «мучительного, угнетающего страха смерти, и даже от самой смерти». Вот так. Вот что могут сделать равенство и умные машины. Почти точно то же самое: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны!» – говорил человек всего на 10 лет моложе Чехова и поклонник его прозы.

Наверное, проблема в том, что человек – простой человек, как мы с вами, ученый-футуролог или самый что ни на есть смелый фантаст – легко может спрогнозировать или навоображать новые вещи. Эти вещи, как правило, фантазируются на основе старых: телефон+телевизор+радиосвязь – и вот вам практически готовый смартфон, который встречается во многих книгах о будущем. Но человек с большим трудом или вообще никак не может представить себе новые отношения. Поэтому-то никто – уже при наличии интернета – не мог спрогнозировать появление социальных сетей. А именно они, старомодно выражаясь, перевернули мир.

Ах, эти умные машины, которые делают всю рутинную тяжелую работу, а люди занимаются наукой, философией, искусством, планируют и совершают экспедиции в джунгли, горы и глубины, а то и в космическую даль!

Так или иначе, именно это было смысловым стержнем фантастики XIX и почти до конца ХХ века. Фантастики вроде бы научной – но на деле она оказалась чем-то вроде «социального фантазирования». Фантазирования забавного и совершенно нереалистичного. Кажется, это какая-то шутка – разве фантазирование вообще и фантастика в частности должны быть реалистичными? Ведь «фантазия» и «реальность» – это антонимы? Но здесь нет противоречия. Фантазии – это либо расчеты с прошлым, либо планы на будущее. То и другое хорошо постольку, поскольку служит своей цели.
Возникает желание написать научно- (или ненаучно-) фантастический роман о писателе-фантасте 1960-х, который попал в наше время.

Который увидел, что:

Вместо умных машин, взявших на себя всю грязную, непрестижную и низкооплачиваемую работу – улицы метут, вывозят мусор и развозят еду многочисленные почти бесправные гастарбайтеры, которые вдобавок к своему тяжелейшему труду получают презрение и тумаки от коренных жителей.
Вместо умных машин, которые умеют кроить и шить, – эту работу делают почти дети, рабы голода, в далеких южных странах, куда перенесли производство потому, что там рабочая сила стоит копейки и не надо отапливать фабричные здания.
Вместо торжества интеллекта, разумности, рациональности – бесконечные «колдуны и ясновидящие».
Вместо научного мировоззрения, ставящего во главу угла человека, познающего законы развития макро- и микромира, – всплеск религиозности, богословские кафедры и часовни в инженерно-физических академиях; плюс к тому религиозная нетерпимость и фанатизм, что выливается в настоящие религиозные войны.
Вместо интеграции народа в единую общность – расовая, этническая и этноконфессиональная проблематика, которая стала едва ли не главной в повестке дня развитых постиндустриальных государств. А вместо светлых интернационалистов, которых зовут Джон Абдурахманович Ким и Астрид Оорзаковна Нгионго – яростные ксенофобы, националисты, расисты, упоенные идеями собственной исключительности и убежденные во враждебности со стороны инородцев и иноверцев.
Вместо «чистой и милой» любви мужчин и женщин – смута и ссора по поводу гендера, трансгендерности, бигендерности, агендерности и прочая и прочая.
Вместо сильных и бодрых личностей, людей науки, труда и искусства – издерганные невротики, копающиеся в «травмах» и «токсичных родителях» с помощью целых корпораций специалистов, которые, как иногда кажется, слегка «стимулируют спрос» на свои услуги. Но это касается не только отдельных людей – этот невроз охватил целые нации.
Вместо перспективного планирования национальной жизни – постоянное расчесывание бед и обид полувековой, а то и вековой давности. Ну какому советскому фантасту могло привидеться, что спор между «красными» и «белыми», а также между «кулаками» и «бедняками», «сидельцами» и «охранниками», «приспособленцами» и «диссидентами» будет разгораться все сильнее? Не надо думать, что это чисто советская специфика. Какому западному фантасту могло присниться, что спор между потомками рабов и рабовладельцев, между наследниками колонизаторов и жителей колоний – совсем грубо говоря, между черными и белыми, между ЕвроАмерикой и АфроАзией – вспыхнет с неудержимой силой?

Да, у всех теперь в распоряжении значительно больше свободного времени. Но куда оно уходит? На дальнейшее развитие личности путем посещения музеев и библиотек, диспутов и конференций? Увы, нет. Все это отбитое у рутинного труда время уходит на тупое листание страничек в социальных сетях.

И наконец. Вместо жизни единым человечеством – а фантасты (по крайней мере, советские) писали об этом как о чем-то само собой разумеющемся – мы видим донельзя разобщенный мир, балансирующий на грани мировой войны; а малые региональные войны идут, не утихая.

Но значит ли это, что мир стал безусловно хуже?

Нет, не значит. Хотя бы потому, что от голода на планете умирает все меньше и меньше людей. Хотя бы потому, что люди научились лечить прежде неизлечимые недуги. Хотя бы потому, что жить в общем и целом стало свободнее, чем 100 и даже 50 лет назад.

К какому же выводу пришел бы фантаст-«попаданец», если бы он на самом деле попал из чудесного мира технократических и социальных фантазий середины XX века к нам, в первую четверть века XXI? Как надо представлять себе будущее, исходя из всего вышесказанного?

Наверное, тут есть три подхода.
Оптимистический: все будет так же паршиво, как сейчас.
Пессимистический: все будет так же, как сейчас, но еще паршивее.
Реалистический: ребята, вы все равно не угадаете!

Новости и материалы
В Мурманской области задержали машиниста грузового поезда после схода вагонов
Спецпосланник Трампа по Украине заявил, что Киев и Москва готовы к диалогу
В команде Трампа осудили убийство генерала Кириллова
Пресняков подарил Подольской машину на Новый год
Главком ВСУ оценил вторжение в Курскую область словами «у меня не было выбора»
Пострадавший в аварии в Мурманской области пассажирский поезд двинулся дальше
Мальчик попытался получить выигрыш в мессенджере и лишил родителей сбережений
Пожар на колокольне Троице-Сергиевой лавры ликвидирован
Итальянская семья попросила у Путина гражданство РФ
«Имеет место»: Песков о политизации международного спорта
Пожар в колокольне Троице-Сергиевой лавры локализовали
Дед Коледа прилетел в Болгарию на военном самолете
На помощь МЧС в Анапе пришли волонтеры
В РЖД пообещали помочь пострадавшим при крушении поездов в Мурманской области
Суд отменил приговор двум врачам по делу об убийстве младенца
На Украине пьяный глава психбольницы пытался протаранить дерево на экскаваторе
Полицейские поймали свинью, сбежавшую из приюта более месяца назад
Волочкова об отъезде Полунина из России: «Пока, неудачник»
Все новости