Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

На стороне медведя

О любви к силе

Журналист, писатель

Однажды я ехал с дачи в Москву со своим соседом – он меня подвозил на машине. Нам надо было проехать по МКАДу, буквально три километра, чтоб потом попасть на другую магистраль – с Профсоюзной на Ленинский, если хотите полной точности. Но на кольцевую мы въехали с трудом, долго стояли на развязке и все не могли втиснуться в сплошной поток фур и прочих, так сказать, большегрузов. А когда все-таки проникли на вожделенную полосу, то ехали очень медленно. Фуры ползли еле-еле.

– Вот черт! – сказал я. – Вот ведь вляпались!
– Грузовые перевозки, – серьезно вздохнул сосед.

Вечером он, как мы договаривались, подхватил меня после работы – ехать обратно. Мы опять встали в пробке – маленькой, но плотной. Никак не могли выехать из переулка и пересечь улицу, по которой шел нескончаемый поток машин в направлении области.

– О господи! – снова возмутился я. – Когда же они нам наконец дадут зеленый!
– Они разгружают центр, – объяснил сосед с той же серьезностью.

Да, да, да, он все верно говорил. Действительно, утром в Москву едут фуры с разным товаром, который необходим москвичам, и мне в том числе. Действительно, вечером из центра к спальным районам устремляются тучи автомобилей, и поэтому лучевым, радиальным магистралям на эти часы дается преимущество перед кольцевыми – «поперечными», так сказать.

Все так. Но что-то в его правильных словах меня неожиданно задело. Царапнуло и укололо. Наверное, вот эта вечная готовность признать, что «они» лучше знают, как надо. «Они» заняты важным делом. Доставкой грузов по МКАДу или разгрузкой центра. А мы тут так, неизвестно кто и зачем, мы только под ногами путаемся.

Неважно, насколько это мнение резонно. Оно, на самом-то деле, резонно почти всегда. Вот в советских магазинах продавщица кричала: «Вас много, а я одна!». Она могла хамить покупателям, могла слегка обвесить, могла обидеться, поставить на прилавок счеты ребром и уйти на полчаса в подсобку, якобы «принимать товар». Ах, сколько желчи и сарказма было вылито на голову этой бессовестной продавщицы в советских же фельетонах! Но, дорогие друзья, она ведь права! Нас же на самом деле много, а она на самом деле одна. Мы пришли каждый за своей вечерней порцией колбасы любительской и сыра российского, то есть удовлетворяем свои мелкие индивидуалистические потребности. А она занята важнейшим государственным делом – снабжает население продуктами питания. Так что давай, не задерживай, и не ной, что колбаса заветренная, а сыр тебе отрезали так, что с трех сторон корка.

Давно уже нет советских магазинов с деревянными счетами, пружинными весами, с «закрыто на учет» или «обед с 13 до 14». Все ловко, споро и удобно, не говоря уже об ассортименте. Однако в очереди до сих пор люди на стороне кассира. Чуть случись заминка – то молча, то вполголоса, а то и очень громко все начинают осуждать некоего требовательного товарища, которому скидочный товар пробили по полной стоимости. А он из-за каких-то жалких тридцати рублей поднимает бучу.

Вроде бы все понятно. Люди хотят скорее выйти из магазина с покупками, а не стоять лишние минуты в очереди. Но здесь не столько рациональная злость на человека, который их задерживает, сколько солидарность с молчаливым, законопослушным и просто послушным большинством. Глубокая симпатия к себе самому, который а) тихо стоит, как все; b) ничего не требует, поскольку никто ничего не требует; с) в крайнем случае готов, «как любой нормальный человек», махнуть рукой на эту чепуху со скидками – не обеднеем!

Когда-то давно крупный советский, а потом французский философ и логик Владимир Лефевр опубликовал статью, в которой описывал вот такой эксперимент. Человеку дают целый мешок совершенно одинаковых стальных полированных шариков. Почему непременно стальных? Да потому, что на деревянных шариках есть рисунок дерева, на стеклянных – окажутся сколы, на каменных – видны прожилки, а вот стальные будут совсем одинаковыми, неотличимыми друг от друга.

А потом человека просят разложить эти шарики на две кучки. В одной чтоб были «хорошие», а в другой – «плохие». Человек удивляется: «Как их можно делить на плохие и хорошие? Ведь они абсолютно одинаковые!» Но увы, таково условие задачи. Пожимая плечами и усмехаясь, человек начинает раскладывать шарики…

В итоге оказывается, что хороших шариков заметно больше, чем плохих. Если шариков достаточно много, то получается, что хороших – 62%, а плохих – 38%. Чем больше шариков, тем точнее результат приближается к так называемому «золотому сечению». Такой вот загадочный факт. Его можно объяснять алгебраически, как это сделал Лефевр, а можно – психологически.

Хорошего должно быть больше, чем плохого. Некоторые социологи называют это «правилом позитивной интенции». В неопределенной ситуации человек выбирает нечто, что ему кажется хорошим. Примерно так проходят референдумы, в которых смысл вопроса не до конца понятен. Люди почти в двух третях случаев выбирают «да». (Ясно, что в ряде ситуаций «нет» означает позитив, а «да» – негатив, и тогда люди говорят «нет». Например: «вы хотите, чтобы вас продали в рабство?» Ответ «нет» означает: «да, я хочу остаться свободным»).

Интересно было бы продолжить этот эксперимент. Подвести еще одного человека к двум неравным горкам одинаковых шариков, дать ему новые шарики и сказать: «Вот хорошие, а вот плохие. Дополните их своими шариками». Я почти уверен, что с каждым новым участником горка хороших шариков будет увеличиваться.

Хорошее, вдобавок многочисленное – притягательно. Хочется ходить в большой магазин вместе со всеми, читать популярный роман вместе со всеми, носить модную майку, как все, – и, разумеется, в политике хочется поддерживать ту силу, к которой тянутся все или почти все. Не меньше 62%! В человеке живет желание присоединиться к большинству, которое по определению право. Наверное, это какой-то атавизм стайной жизни. Но какая разница, откуда это взялось? Мы уже давно знаем – не от реальной популярности политика зависит его рейтинг, а наоборот – от рейтинга политика зависит его реальная популярность, готовность его поддержать словом, делом, голосом на выборах. И не так важно, откуда этот рейтинг взялся.

Поэтому люди, которые оказались в меньшинстве, почти автоматически становятся не совсем хорошими. А порой и совсем плохими – злыми и вредными для большинства. Если же они хотят стать носителями добра, хотят признания – они прежде всего должны стать сильными. Очень сильными. Такими сильными, чтобы собрать вокруг себя новое, статистически бесспорное большинство. Которое тем самым, почти автоматически, станет хорошим, станет носителем Добра, Истины и Красоты. Такова, если вкратце, общая динамика политических перемен в последние две с половиной тысячи лет.
Коль речь зашла о силе – пора вспомнить медведя, который упомянут в заголовке.

Известный анекдот: охотник говорит другу, что собирается на медвежью охоту. Друг спрашивает: «А вдруг у тебя не выстрелит ружье?» «Я его быстро перезаряжу!» – отвечает охотник. «А если патрон застрянет в затворе, а медведь на тебя бросится?» – «У меня есть кинжал». – «А если ты его выронишь?» – «Тогда я убегу». – «А медведь за тобой!» – «Тогда я залезу на дерево». – «А медведь за тобой!» – «Послушай! – возмущенно говорит охотник. – Ты за меня или за медведя?»

Люди, в общем-то, – за медведя. Особенно если медведь присоединяется к большинству или обещает это большинство не трогать, а то и защищать. Хорошего должно быть много, и хорошее должно быть сильным.

Иногда возникают случаи когнитивного диссонанса – но вот тут выбор делается не в пользу добра и даже не в пользу большинства, а в пользу силы. В речевой обиход намертво въелись две формулировки: «он выполнял приказ» и «это просто бизнес». Первая оправдывает полицейский произвол, вторая – примиряет с наглостью монополий. Оставим полицейский произвол: бывают ситуации, когда даже вслух возмущаться опасно, и не надо осуждать робких и молчаливых. Но смешно и странно в ответ на разговор о завышенных ценах или низком качестве товаров и услуг слышать сочувственный вздох: «Это же просто бизнес!». Сочувствие не покупателю, а продавцу! То есть тебя грабят, а ты знай, что тут ничего личного и даже ничего дурного: бизнес же. Собственно, и медведь, когда съедает твою овцу, вовсе не имеет в виду ничего плохого – он от природы так устроен.

Идеал двух третей общества – это когда большинство, добро и сила соединяются в одно. На самом деле так получается редко, даже, наверное, никогда не получается. Поэтому люди чаще всего наделяют большинство сначала воображаемым добром, а потом воображаемой силой. С силой поступают примерно так же: говорят, что она на стороне большинства и защищает добрых людей. Хотя на самом деле она действует в своих интересах, а люди лишь успокаивают сами себя и друг друга. Иногда кажется, что оправдание зла, а также оправдание большинства – это основное занятие умных и добрых людей во все времена.

Медведь – очень серьезное животное. Его грозная мощь вызывает уважение, страх и искреннее желание быть на его стороне.

Но вот что «Войне и мире» мужик-охотник говорит Долохову: «Медведя как не бояться? А увидишь его – и страх прошел. Кабы он только не ушел!».

Новости и материалы
Итальянская семья попросила у Путина гражданство РФ
«Имеет место»: Песков о политизации международного спорта
Пожар в колокольне Троице-Сергиевой лавры локализовали
Дед Коледа прилетел в Болгарию на военном самолете
На помощь МЧС в Анапе пришли волонтеры
В РЖД пообещали помочь пострадавшим при крушении поездов в Мурманской области
Суд отменил приговор двум врачам по делу об убийстве младенца
На Украине пьяный глава психбольницы пытался протаранить дерево на экскаваторе
Полицейские поймали свинью, сбежавшую из приюта более месяца назад
Волочкова об отъезде Полунина из России: «Пока, неудачник»
Ребенок попал в больницу во Владимире, проглотив алюминиевый кинжал
В Троице-Сергиевой лавре произошел пожар
Пострадавших при столкновении поездов под Мурманском эвакуируют вертолетом
Песков заявил, что Зеленский стал хамить Орбану
Стало известно, по каким делам Валиева подала повторную апелляцию
Участники похорон и дня рождения подрались между собой
Россиянин изнасиловал жену друга на его глазах, угрожая ножом
S.T.A.L.K.E.R. 2 начала приносить разработчикам прибыль
Все новости