Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Печку письмами топила

Журналист, писатель

Время не в переносном смысле, а в самом прямом. Не в смысле «настали иные времена», «а вот в старое время, бывало» или «будущее покажет». А в простом физическом и отчасти социальном смысле. На глазах исчезают различия между «вчера», «сегодня» и «завтра» - остается одно только бесконечно длящееся «сейчас».

А где время изменяется, там деформируется и пространство вместе с ним. Время и пространство всегда ходят парой, как учат нас философия, астрофизика и старшина Сидоров, который велел копать канаву от забора до обеда. Так что и пространство сузилось до одного только «здесь».

И вот это не то, чтобы тревожит, но отчасти изумляет.

«Но» - это опасное слово, как выяснилось недавно. Особенно в связи с «новой этикой».
Мне не раз приходилось читать и слышать такое: «Если некто говорит: «я вообще-то против насилия, харассмента и домогательств, но…» – значит, этот лицемерный персонаж на самом деле «за», он просто вуалирует свою позицию с помощью всяких юридических или логических фокусов».

В который раз спешу заверить, что я против насилия, харассмента и сексуальных домогательств безо всяких «но». Без оговорок и экивоков. Я за полнейший суверенитет личности над своим телом, включая, разумеется, сексуальную неприкосновенность. Прежде всего женщин.

О мужчинах тут можно говорить лишь формально, ради соблюдения священного принципа гендерного равенства. Потому что на деле домогательства женщин в отношении мужчин, а также случаи харассмента или сексуального насилия женщин над мужчинами хоть и существуют, но их количество и процент ничтожно малы по сравнению с тем, что доводилось и доводится испытывать женщинам.

Кто-то мудрый сказал: «Если в маленькой военной стычке погибнет всего один солдат, то для него и его близких этот инцидент, незаметный на карте фронта, станет самой кровопролитной битвой во всей мировой истории».

Поэтому страдания молодого инженера, которого соблазнила немолодая замдиректора завода – тоже травма харассмента…

Хотя, простите меня, юные и трепетные инженеры, младшие научные сотрудники и начинающие поэты, павшие жертвой харассмента директорок, завлабок и главных редакторок – я вам не верю. То есть верю, что такое было или могло быть – но не верю в глубину вашей психосексуальной травмы. Это мое чисто личное эмоциональное убеждение, основанное на опыте всей нашей культуры.

А в боль и страдания женщины, которую принуждают к сексу или преследуют похабными разговорами, анекдотами, предложениями, прикосновениями и проч. – вот в это я верю. Основываясь опять же на опыте всей нашей культуры.

Поэтому борьба за суверенное право женщины распоряжаться своим телом и защита этого суверенитета – одна из главных вех сегодняшней культуры.

Тут, правда, приходится делать печальную оговорку: культуры Северо-Запада. Но и на Северо-Западе живет публика, которую в США неполиткорректно называют «white trash» («белый мусор» по-английски, а по-нашему – быдло или гопота). Среди этой публики вряд ли возможна борьба с харассментом, а также движение «me too»: вся их жизнь — сплошное насилие и принуждение, в том числе и сексуальное, и все они «тоже такие».

Но будем утешаться тем, что все хорошее приходит с социального верха, от элиты и даже, не побоюсь этого утверждения, от власти. Мыть руки и водить детей в школу народ научился от аристократов. Матушка Екатерина заставила русских людей прививать оспу и сажать картошку.

Узнав о скотском поведении добропорядочных парижан во время казни серийного убийцы Вейдмана, президент Франции запретил публичные казни. А было это, вы не поверите, всего в 1939 году. Каких-то жалких 80 лет назад цивилизованные европейцы ждали всю ночь, чтобы наяву увидеть отсечение головы – а потом, смяв полицию, побежали мочить платки в крови казненного. На память, так сказать. Хотя никакие они не были цивилизованные, хотя и европейцы. Обыкновенная парижская гопота. Но власть лишила ее очередной быдлячьей забавы. А сейчас объяви в Париже публичную казнь – никто не придет, а то и возмущаться начнут: дескать, за кого вы нас принимаете?

Так что – шаг за шагом.

Надо надеяться, что «новая этика» потихоньку будет проникать в толщу народных масс, и со временем станет обычной, как картошка и прививка.

Давайте, однако, вспомним, что «новая этика» на самом-то деле довольно старая. Вот строки из фельетона Ильи Ильфа: «В.М. Глобусятников. Профессор киноэтики. Что еще за киноэтика такая? Вся киноэтика заключается в том, чтобы режиссер не понуждал актрис к половому сожительству. Этому его может научить любой экземпляр уголовного кодекса… Но, наверное, у В.М. Глобусятникова есть большая клиентура, много учеников и учениц, коим он охотно поясняет туманные этические основы, пути и вехи киноискусства».

Написано в 1930 году, то есть без десяти сто лет тому назад. И – см. выше – за десять лет до беснования вокруг гильотины с трупом Вейдмана.

Сексуальное насилие, если уж совсем строго, никогда не считалось похвальным. Даже в кошмарных романах ужасающего маркиза де Сада совращение, принуждение и изнасилование описывается как безусловное преступление. Другое дело, что персонажи этих книг наслаждаются, совершая сексуальное насилие – но наслаждаются именно как «переходом грани», как чем-то преступным, гадким, недозволенным.

Сексуальное домогательство всех сортов и типов было запрещено (по крайней мере, осуждалось) среди высшего сословия по отношению к равным себе. Но зато оно было максимальным телесным выражением социального подчинения.

«Большак» и снохи. Барин и крепостные девушки. Хозяин и работницы (см. рассказ Куприна «Молох»). Горький в своих воспоминаниях пишет о целой деревне, куда некий фабрикант, почтенный старик с узкой седой бородой, отсылал забеременевших от него служанок. Раз в полгода там строили новый дом, разбивали огород, ставили коровник, приезжала «мамка» (старуха-работница), и наконец – очередная красавица с круглящимся животиком. Деревня разрасталась…

Что же касается простонародья как такового, фабричных и деревенщины в предкапиталистическую эпоху, то сексуальные домогательства были, увы, просто образом жизни.

Мне кажется, что вот этот деревенско-слободской образ жизни, помноженный на постсоветское начальственное доминирование (то есть не обуздываемое никаким парткомом и месткомом) – вот эта смесь и дала всплеск «горизонтальных» сексуальных домогательств и «вертикального» харассмента. И все это, став явным и уже нетерпимым в современном обществе, обусловило жесткое сопротивление – ту самую «новую этику».

Но тут возникли две удивительные вещи.

Во-первых, исчезло прошлое.

В заголовке этой колонки – слова печальной частушки: «Печку письмами топила, / Не подкладывала дров: / Всё смотрела, как горела / Моя прежняя любовь».

Теперь прежняя любовь не горит. Ее хранят в виде скриншотов и выставляют на всеобщее обозрение, комментируя каждое слово.

Тут дело не только в нарушении тайны переписки, в непреложном «Нельзя читать чужие письма. Почему? А ни почему, нельзя, и все тут».

Дело даже не в нарушении тех самых «личных границ», о святости которых говорит та же «новая этика». Впрочем, это противоречие легко разрешается военно-политической аналогией – ради укрепления своих границ государства часто нарушают чужие.

Дело даже не в таком фундаментальном моменте, как ликвидация стыда. Стыд, как учит психология, есть страх быть выставленным напоказ. Но сейчас этого страха все меньше и меньше – кажется, что люди выставляют себя напоказ нарочно, как бы демонстрируя отсутствие стыда в арсенале собственных эмоций. Ну, ладно.

Меня более всего тут волнует переформатирование времени.

«Было – и прошло» - говорили тысячелетиями.

«Нет! Было и есть!» - говорит «новая этика», принципиально не признавая забвения и срока давности, то есть как бы приравнивая пошлое словцо, похлопывание по талии или предложение переспать – к преступлениям геноцида, к бомбежкам мирных городов и прочим военным кошмарам. Тут ведь дело даже не в специфике правового сознания «новой этики». Исчезает прошлое как часть нашего самосознания, как инструмент организации мира вокруг меня. Есть только мои сегодняшние переживания. Неважно, что они – по поводу случившегося пять, десять, а то и двадцать лет назад. Я сейчас так чувствую – и неважно, как и что я чувствовал годы или десятилетия назад, что говорил и даже (свят-свят!) какие сделки заключал.

Мое «я так чувствую сегодня» как бы переносит вчерашние события в сегодняшний день. «Вчера» как некий особенный статус события более не существует. Есть только «я сейчас» и «я здесь».

Ну и насчет «здесь».

Отвлечемся на минутку от «новой этики» и вспомним про Михаила Ефремова. С одной стороны, во мне почему-то нет сочувствия Ефремову.

Но, с другой стороны, люди, которые орали об «ошалевшем от безнаказанности мажоре», требовали супер-наказания, клеймили тех, кто ему сочувствует, устраивали по ТВ и в интернете стоминутки ненависти к Ефремову – эти люди у меня вызывают как минимум недоумение. А если честно, то просто омерзение.

Помилуйте, господа! Ефремов совершил то, что каждый день в нашем отечестве совершают несколько десятков человек – ДТП со смертельным исходом. Среднее годовое значение – 43 погибших в сутки. В тот день, когда случилась авария с участием Ефремова, таких смертельных ДТП было 38. Более половины из них – по вине пьяных водителей. Однако пресса вела себя так, как будто лично Ефремов всю жизнь 20 раз в сутки напивался и совершал смертельные ДТП. Его освистывали и обливали помоями, как единственного в стране преступника такого рода.

Почему? Да потому что он – знаменитость. Все пространство собирается в кучу вокруг него, и ничего другого как бы нет.

Увы, иногда это относится и к «новой этике».

Когда в Фейсбуке появляется очередное обвинение очередной знаменитости в приставаниях, домогательствах, непристойных предложениях (это, безусловно, дурно и достойно решительного осуждения!) – то мы видим огромное количество «лайков» и «перепостов». А когда появляется материал о том, как неведомые надзиратели издеваются над никому не известными женщинами-заключенными – реакция, по моим подсчетам, примерно вдесятеро меньшая.

Почему? Да по тому же по самому.

Есть «я сейчас» с моими нынешними чувствами, отрицающими время как способ мышления – и есть «здесь», точка, в которой сошлись лучи общественного внимания.
Если совсем просто: журналистка, которой сделал сальный намек главный редактор известного СМИ пять лет назад – вот где «вечное настоящее» и «центр пространства». А заключенная, изнасилованная охранником – она просто не существует.

Остается надеяться, что матушка Екатерина все же научит народ сажать картошку, и что суверенитет тела и сексуальная неприкосновенность из верхушечной моды превратятся в привычную благую повседневность для всех или хотя бы для большинства.

Но для этого, мне кажется, не надо забывать о разнице между «сегодня» и «десять лет назад», а главное – не забывать о «малых сих», о беззащитных и нищих, у которых нет звонких имен и тысяч подписчиков в ФБ.

Надо вернуть времени протяженность, а пространству – широту.

Новости и материалы
Названы самые популярные смартфоны у россиян на распродаже 11.11
Силы РФ вошли в Великую Новоселку в ДНР
Стало известно, почему США могут сделать «шаг назад» по Украине
За ночь над регионами России уничтожили почти 40 украинских дронов
Глава минобороны Индии посетит Москву и Калининград
Марочко сообщил, что ВСУ стали реже использовать беспилотники на фронте
На Украине обратили внимание на слова Зеленского, за которые его могли бы посадить
Штаб Харрис просит денег на привлечение Трампа к ответственности
Трамп ответил на обвинения в адрес своего советника
В Подмосковье предложили ввести ежемесячную выплату на первого ребенка
В Раде рассказали, как Зеленский намекает Трампу о мирном плане
Большинство россиян оказались недостаточно готовы к ЧС в общественных местах
В России военного приговорили к лишению свободы за отказ ехать на спецоперацию
В России назвали декларацией о намерениях заявление главы комитета НАТО об ударах по РФ
Со службы доставки еды «Варламов. Есть» хотят взыскать долги
За ночь Ростовскую область атаковали более 20 дронов
В Госдуму внесут проекты об ограничении получения мигрантами ВНЖ
Российские военные уничтожили еще один беспилотник над Брянской областью
Все новости