Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Инстинкт номер три

Журналист, писатель

У одной известной женщины умер муж, знаменитый медиа-менеджер и политтехнолог. Умер – то есть погиб. Покончил с собой. Не вдруг, а в ходе мучительного судебного процесса по разделу имущества с прежней супругой. Эта женщина – человек необычайной искренности и открытости, она демонстрировала это много раз, задолго до ее сначала счастливого, а потом – трагически прервавшегося брака. Она говорит и пишет все, что думает и чувствует, нерасчетливо и даже наивно – и получает от почтеннейшей публики все вообразимые и невообразимые «ответки» и «бумеранги». Вот и сейчас она искренне рассказывает о своих страданиях, а в ответ – добро бы только тишина.

Это не уникальный случай. Это типичный случай классовой ненависти.

Но сначала дадим слово Чехову.

У Чехова есть замечательный рассказ «Враги» (1887 год). Это для нашей темы очень важный рассказ, поэтому я его вкратце перескажу.

У доктора Кирилова только что умер от дифтерита шестилетний сын, и вот в этот трагический момент к нему явился некий господин Абогин и попросил его срочно поехать лечить его жену. Доктор соглашается. Они долго едут, приезжают в усадьбу Абогина. Там красиво и богато – не так, как в доме у Кирилова. Да и выглядят они по-разному: «Доктор был высок, сутуловат, одет неряшливо. Его нечесаная голова, впалые виски, преждевременные седины – все это наводило на мысль о пережитой нужде. Абогин же изображал из себя нечто другое. Это был плотный, солидный блондин, с большой головой и крупными, но мягкими чертами лица, одетый изящно, по самой последней моде. В его осанке и в лице чувствовалось что-то благородное, львиное».

Доктор сидит в гостиной, «полной приятного розового полумрака», и ждет, когда его поведут к больной. Но выясняется, что жена Абогина обманула своего мужа. Нарочно притворилась больной и убежала с одним из гостей, своим любовником. Абогин огорошен, уничтожен, раздавлен, чуть ли не рыдает – а доктор Кирилов до глубины души возмущен: «У меня умер ребенок, я едва стою на ногах, три ночи не спал... и что же? Меня заставляют играть в какой-то пошлой комедии, играть роль бутафорской вещи!» «Вы с ума сошли! — крикнул Абогин. — Не великодушно! Я сам глубоко несчастлив…» «Несчастлив, — презрительно ухмыльнулся доктор. — Не трогайте этого слова, оно вас не касается. Шалопаи, которые не находят денег под вексель, тоже называют себя несчастными. Ничтожные люди!»

Они долго кричат и оскорбляют друг друга. Потом Абогин приказывает подать доктору коляску, отвезти его домой, а себе – заложить карету, ехать догонять неверную жену.

«В ожидании экипажей Абогин и доктор молчали. К первому уже вернулись выражение сытости и тонкое изящество. Он шагал по гостиной, изящно встряхивал головой и, очевидно, что-то замышлял. Доктор же стоял, держался одной рукой о край стола и глядел на Абогина с тем глубоким, несколько циничным и некрасивым презрением, с каким умеют глядеть только горе и бездолье, когда видят перед собой сытость и изящество».

В общем, все понятно.

Симпатии и автора, и читателей целиком на стороне бедняка-доктора, который символизирует собою оскорбленное достоинство трудового человека, а изящный богач Абогин вместе с его великосветской шлюхой-женой вызывает брезгливость. Классовая граница становится моральным водоразделом.

Но вдруг — неожиданный в нравственном смысле финал.

Всю дорогу домой доктор думает не об умершем сыне, а об Абогине и людях его круга. «Мысли его были несправедливы и нечеловечно жестоки. Осудил он и Абогина, и его жену, и всех, живущих в розовом полумраке и пахнущих духами, и всю дорогу ненавидел их и презирал до боли в сердце. И в уме его сложилось крепкое убеждение об этих людях. Пройдет время, пройдет и горе Кирилова, но это убеждение, несправедливое, недостойное человеческого сердца, не пройдет и останется в уме доктора до самой могилы».

Несправедливое и недостойное убеждение: богатый всегда негодяй. Если с богатым, благополучным, удачливым, влиятельным человеком случается какое-то несчастье – так ему и надо! Помню письмо читателя в старую еще «Литературку»: «Расскажут, что какого-нибудь профессора или артиста обокрали, всю квартиру обчистили, ты для приличия поахаешь, а душа поет!»

И вообще: классовый враг – не человек. Ну или так – недочеловек, ему недоступны настоящие, глубокие чувства. Все, что он переживает – упрощено, уплощено, обусловлено его социальным и, главное, финансовым положением.

Это работает в обе стороны. Чаще всего «вверх». Но и «вниз» тоже. В начале своего литературного пути Лев Толстой писал о простом народе в таких выражениях:

«Жизнь купцов, кучеров, семинаристов, каторжников и мужиков для меня представляется однообразною и скучною, и все действия этих людей мне представляются вытекающими, большей частью, из одних и тех же пружин: зависти к более счастливым сословиям, корыстолюбия и материальных страстей. Я никогда не мог понять, что думает будочник, лавочник, семинарист – как и не могу понять того, что думает корова, когда ее доят, и что думает лошадь, когда везет бочку».

Рассуждение о человеке как о домашней скотине называется «дегуманизация». Правда, потом граф Толстой стал думать по-другому. И даже написал повесть о том, что думает лошадь («Холстомер»).

Но вернемся в 2019 год.

Вдова знаменитого политтехнолога заняла первое место в рейтинге объектов травли российского интернета (есть и такие рейтинги, оказывается). За что же ей достается? Если всмотреться внимательно – только за то, что она оказалась вдовой богатого человека, оказалась втянутой в наследственные дрязги, а главное – за то, что она осмеливается плакать, горевать, впадать в отчаяние из-за смерти любимого мужа, имея чуть ли не две квартиры в Москве. «Нам бы ваши заботы!»

Классовая ненависть лишает людей не только сочувствия, но и элементарной вежливости (можно не любить богатых и знаменитых; хочешь злорадствовать в сердце своем – ну и злорадствуй потихоньку; но вряд ли стоит громко оплевывать плачущую вдову).

Кроме того, классовая ненависть отнимает элементарную логику.

Говорят: «Она вовсе его не любила, а вышла за него, потому что он миллионер». О, это вечное ханжество – дескать, по-настоящему любить можно только бедных и безвестных, а в ином случае это не любовь, а проституция (или, в мужском случае, альфонсизм). Но тогда уж будем последовательны. Тогда будем считать, что любовь нормально зарабатывающего молодого человека к девушке, у которой есть две пары джинсов, три футболки, самокат и старый кнопочный мобильник – это тоже не любовь, а в чистом виде доминирование, то есть садизм? Или просто «покупка тела»? Или здесь есть какие-то пороговые числовые значения? Таблицы финансово-половой морали? То есть если мужчина зарабатывает в 2, в 3, в 5 раз больше женщины, то это любовь, а если в 5,2 раза – все, стоп, красный свет, проституция?

Нет, разумеется. При заключении браков, да и просто при формировании близких отношений (и не только сексуальных, в дружбе-приятельстве тоже) – существует целая система входных, так сказать, фильтров. В том числе есть и социальные, и финансовые критерии, при этом они работают в обе стороны. Я знал девушек, которые не хотели замуж за слишком бедных или социально несостоятельных молодых людей, но знал и девушек, которые решительно отказывались «входить в высшие сферы», резонно полагая, что им там будет ну очень непривычно, неуютно, обидно жить.

Вот и афоризм сложился: «Упрекать женщину за то, что ее муж слишком богат и знаменит – все равно что упрекать мужчину за то, что его жена слишком умна и красива». Дело не в сексизме, который при желании можно здесь увидеть. В конце концов, слово «красива» можно заменить на слово «добра» или «воспитана». Дело в этих фильтрах, которые существуют – увы или к счастью – объективно, реально. Во всяком случае, пока. А живем мы здесь и сейчас.

Говорят также: «Она горюет по наследству, она плачет, что миллионы мимо нее проплывают!» (там сложная наследственная тяжба). Ну, допустим. Но ведь каждый горюет по своей уплывающей доле, и это совершенно естественно, нормально, законно. Вдова нищего алкоголика, сама такая же пропойца, горюет по недопитой бутылке.

Вдова небогатого пожилого гражданина горюет по однокомнатной квартире в хрущевке, где она жила с мужем, но куда ее муж перед смертью вдруг прописал свою дочь от первого брака, с мужем и ребенком, так что жилплощадь – тю-тю, хоть на улицу иди… Вдова писателя горюет по архиву своего мужа и авторским правам, вдова художника – по картинам, а вдова миллионера – по миллионам. Что тут особенного? В чем предмет осуждения, негодования, презрения? За что все накинулись вдову политтехнолога?

Я поделился этими соображениями со своими знакомыми, с женщинами прежде всего. И вот что я услышал.

— Да, — отвечали мне, — ты чисто формально прав. Но именно что формально. Мы же «не по думанью любим, а по любви думаем», как сказал еще Василий Васильевич Розанов. Богатство окружено ореолом нелюбви, а нелюбовь эта, скорее всего, от зависти. Зависть не к каким-то отвлеченным миллионам, а к конкретным обстоятельствам. Ну сам гляди: обычный небогатый гражданин, особенно женщина, страдая из-за внезапной смерти родного человека, продолжает нести свое тяжелое бытовое бремя. Заботы-хлопоты, уборка-магазин, купить-сготовить, заплатить за коммуналку, ремонт-кредит, а тут еще похороны, на которые непонятно где взять денег. Умерший муж, естественно, перестает зарабатывать, а квартира в ипотеке, то есть вообще ужас. Тоска утраты усиливается кошмаром быта. Гораздо лучше рыдать в обстановке, свободной от бытовых тягот. Ах, чуть было не сказала — «как приятно» страдать в просторной красивой квартире в центре города. Вот этак прилететь в Москву в бизнес-классе, въехать на дорогой машине с шофером во двор престижного дома, подняться к себе, прикорнуть в уголке большого кожаного дивана из старого британского дуба, и страдать себе в полное удовольствие! Ну какая прелесть! Нам бы так!
— Не издевайся! – остановил я свою собеседницу.
— Но ведь большинство думает именно так. Классовое чувство так же сильно, как расовое или сексуальное. Тоже своего рода основной инстинкт.

Да, наверное, так оно и есть.

Остается вопрос. Очень многие богатые, знаменитые, властные, удачливые люди – от эстрадных звезд до миллиардеров и политиков – остаются предметом массового обожания, поклонения? Как им это удается?

Очень просто. Они должны всегда быть в седле. На троне. Ослеплять мир улыбкой счастья и преуспеяния, сиянием власти. Стоит им хоть чуточку оступиться, и, боже упаси, пожаловаться…

Вспомним приведенный в начале этой колонки рассказ Чехова. Если бы у господина Абогина не убежала жена, если бы он не повергся в отчаяние – то доктор Кирилов не счел бы его своим врагом, ничтожным человеком, и все такое. Прописал бы его жене нужное лечение, получил бы гонорар и поехал бы к себе домой.

Розанов пишет в 1918 году: «Старик лет 60 выразился: «Из бывшего царя надо бы кожу по одному ремню тянуть». То есть не сразу сорвать кожу, как индейцы скальп, но надо по-русски вырезывать из его кожи ленточка за ленточкой. И что ему царь сделал?». Как что? Престол потерял, вот что. Из государя императора стал гражданином Романовым, содержащимся под стражей.

Грустно, когда нашей жизнью правят основные инстинкты, уничтожая разум и сострадание.

Новости и материалы
В Пулково пассажиров массово высаживают из самолетов
Большой театр анонсировал Новогодний гала-концерт
Пушков прокомментировал борьбу Трампа с «трансгендерным лунатизмом»
Орбитальные взрывы помогли ученым раскрыть секрет северных сияний
Встречу Путина и Фицо сочли наказанием для Украины
На Западе признали превосходство России над НАТО
В Петербурге шесть человек пострадали в ДТП у пешеходного переход
Появились кадры с места массового ДТП на юге Москвы
Экс-футболист ЦСКА: уровень мастерства в России падает
Маск возмутился расходами США на оборону Европы
Американский офицер резко осудил возможное снижение мобилизационного возраста на Украине
Отряд бывших солдат ВСУ посетили иностранные журналисты
Над Брянской областью сбили еще один беспилотник
ВСУ атаковали поселок в Брянской области
В Германии назвали самого популярного кандидата в канцлеры
Женщина не выжила в результате атаки ВСУ в Брянской области
В массовом ДТП в Москве пострадали 15 человек
«Ливерпуль» укрепил лидерство в АПЛ в матче с девятью забитыми мячами
Все новости