Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Будущие пенсии — в нынешних университетах

Мне, конечно, интересно, когда я смогу выйти на пенсию. Так, чисто теоретически интересно. Раньше я считал, что в 2028 году, а теперь выходит, что 2033. Только, положа руку на сердце, могу ли я быть уверен, что этот срок не изменится, что в 2033 году будут применятся те самые правила, которые вводятся сейчас? Даже спрашивать смешно. Оглядываясь на бурную деятельность правительства и Пенсионного фонда за прошлые годы, мы видим, что чуть ли не каждый год что-то вводилось, пересчитывалось, замораживалось или отменялось. Наверняка так будет и впредь, ведь надо чем-то занять разбухшие бюрократические штаты. И вечное реформирование — самый трудоемкий процесс.

А еще мне чисто теоретически было бы интересно узнать, сколько будет рублей в этой пенсии. Вроде бы можно даже посчитать, исходя из текущих зарплат и стажа… Стоп-стоп-стоп, правила ведь десять раз пересмотрят до того самого года. И самое главное, даже если бы мне на машине времени привезли квитанцию от Пенсионного фонда из того самого года, никто не подскажет мне, сколько в том году придется заплатить за батон хлеба, за коммунальные услуги и за качественную медицинскую помощь — а это главная статья расхода для многих пенсионеров.

Так что все эти подсчеты — сплошные абстракции, если честно.

Мне гораздо важнее, кто будет провожать меня на пенсию, какими они будут, эти люди. Сегодня они учатся в школах и институтах, а в том самом 33-м (или каком?) году они будут основной рабочей силой, и наши пенсии будут зависеть прежде всего от того, какие будут у них зарплаты, каким вообще будет уровень жизни в нашей стране.

Можно, чисто теоретически, «вернуть все как было» и выйти на пенсию пораньше, потому что никому не нужна ни твоя работа, ни ты сам — и получать копейки, тратя огромные рубли, доживая остаток дней в заботах о куске хлеба. А можно проработать, как на Западе, до почтенных семидесяти, сохранив и здоровье, и вкус к жизни, а потом провести десяток-другой лет в круизах по Средиземноморью, благо, пенсия позволяет. И это зависит не от возраста выхода на пенсию, а от общего состояния экономики и общества.

Полагаю, что процент гениев примерно одинаков во всех человеческих популяциях. Но вот нобелевские лауреаты и изобретатели прорывных технологий отчего-то встречаются в одних странах намного чаще, чем в других. Полагаю, что в этих странах просто созданы лучшие условия для поиска нового, для эксперимента и прорыва. И, что характерно, пенсии в этих странах тоже намного выше, равно как и продолжительность активной, интересной жизни. Трудно не заметить связи между одним и другим.

И поэтому тем, кто обеспокоен пенсионной реформой, я предлагаю не требовать от правительства «вернуть все обратно», это бесполезно. Я предлагаю посмотреть, что мешает нашему будущему. Например, лицензий и аккредитаций лишаются такие яркие и неординарные вузы, как Европейский университет в Петербурге и Московская высшая школа социальных и экономических наук — а ведь выпускники этих заведений и могли бы создать процветающую Россию, в которой уютно будет жить нам с вами на пенсии.

Есть разные предположения о том, почему это происходит. Кто-то видит в этом желание ликвидировать островки свободомыслия, кто-то — простую бюрократическую глупость. А я вижу в этом прежде всего стремление чиновников от образования привести это самое образование в то состояние, с которым они могут справиться. Напомню, что московский вуз был лишен права выдавать дипломы государственного образца за то, что в представленных бумагах не все соответствовало указанным образцам.

Прежде всего, это касается пресловутых «компетенций». Когда я учился в МГУ, такое слово вовсе не употреблялось, а сегодня без него никуда. Как рабочий вытачивает на станке детали, а крестьянин выращивает пшеницу, так педагог вырабатывает у учеников соответствующие компетенции. Это происходит стандартным образом, у всех учеников и учителей одинаково, и образование состоит в выработке соответствующего данной специальности набора компетенций. Если какая-то из них была заявлена, но не была включена в соответствующую программу, значит, будущий специалист не получил должной компетенции и диплом государственного образца не может быть ему выдан. Ну как если на заводе забыли выточить одну деталь — все изделие считается бракованным.

Я не шучу, именно так представляют учебный процесс в Рособрнадзоре. И вот преподаватели в случае проверки пишут несметное множество бумаг, в которых расписан каждый шаг, указаны все компетенции и прочие мудреные слова. Эти бумаги легко проверить, в них легко обнаружить недочеты, пропуски, несовпадения — и закрыть на этом основании вуз.

Только к настоящей учебе это не имеет никакого отношения. Такой подход может быть оправдан при обучении рабочих на конвейере: учим закручивать вот эту гайку, красить вот эту поверхность. При переходе на другой конвейер — переучиваем всех заново, разумеется (и вот отличный повод устроить новую проверку).

Все это, пожалуй, неплохо работало в девятнадцатом и даже в начале двадцатого века, еще до эры научно-технического прогресса. Те конкретные навыки и приемы, которые осваивали подмастерья, в общем и целом не устаревали еще несколько десятков лет. Но сегодня все выглядит иначе: за тот десяток лет, что проходит между студенческой скамьей и ответственной работой, меняются коренным образом не только многие технологии, но и структура рынка труда, структура общества.

Вот простейший пример: кто может поручиться, что через двадцать-тридцать лет сохранится распространенная сегодня профессия водителя? Очень может быть, что человека за рулем вытеснит робот, и водить автомобили будут разве что для удовольствия, как сегодня скачут на лошадях. Причем удовольствие это будет довольно дорогим и экзотичным.

Но и этого мы не знаем наверняка — а может быть, профессия водителя не исчезнет, но сильно изменится? Будет подобна работе диспетчера в аэропорту… А значит, неузнаваемо изменятся все смежные профессии — например, преподаватели автошкол и инспекторы дорожного движения. Но мы пока не знаем, как.

Поэтому современное образование должно быть нацелено, по сути, на одну главную компетенцию: умение и желание учиться новому, распознавать в окружающем мире интересное, добывать и структурировать информацию. И у каждого этот процесс происходит по-своему, потому что двух одинаковых учителей или учеников не бывает. И даже не страшно, что каждый студент выносит из каждого курса что-то свое — в стремительно меняющемся мире разнообразие навыков только полезно для общества в целом.

Впрочем, что вузы… от тотальной бюрократизации стонут школы. Учитель, к примеру, не может просто так взять и отвести детей на экскурсию в ближайший парк или музей. Для этого требуется целая куча документов: приказ директора школы, список всех детей и назначенных сопровождающих с указанием всех данных, а если дети разойдутся после экскурсии сами, то и письменное заявление от каждого родителя. Удобно для проверяющих? Безусловно. А для учителей удобнее… отказаться от такого похода за знаниями, остаться в привычных стенах и рамках. Удобнее воспроизводить серый общий стандарт, а не выращивать будущих Стивов Джобсов и Илонов Масков.

Ну, а что касается моих личных пенсионных планов, я прекрасно отдаю себе отчет, что обеспеченная старость для моего поколения — это те активы, которые мы сумеем накопить к старости. Наш с женой главный актив — трое творческих и работящих детей, которых мы вырастили. И о будущей старости мы думаем с надеждой, а не тревогой.

Новости и материалы
69-летняя Ирина Хакамада опубликовала фото в крошечном бикини
В Молдавии задержали подозреваемого в попытке поджога здания ЦИК
В Минобороны РФ сообщили о радиационной аварии на Украине
В московском аэропорту объявили тревогу из-за проблем с самолетом
В Кремле началась церемония вручения верительных грамот послами
Средства ПВО сбили в Курской области украинский беспилотник
Николай Цискаридзе призвал здороваться с уборщиками
В чемпионат Аргентины может заявиться футбольный клуб «Москва»
Жену певца Михаила Турецкого сравнили с Моникой Беллуччи
В Минобороны предупредили о тяжелых последствиях обстрелов Курской АЭС
Стало известно, насколько распространена в России самая летальная инфекция мира
СК завел дело на обстрелявших сахарный завод в Курской области военных ВСУ
Российские бойцы поразили места скопления ВСУ в более чем 140 районах
Лодка с пятью рыбаками перевернулась в открытом море на Камчатке
Гарик Burito объяснил, почему Долина попалась на удочку мошенников
Кустурица заявил, что никогда не хотел «Оскар»
На железнодорожных переездах появятся дополнительные камеры
Милонов предложил устроить «Дед Мороз шеринг», чтобы не нарваться на «простого алкаша»
Все новости