Затея с доскональным изучением и последующей тотальной правкой всего созданного за последние 20 лет законодательства выглядит ожидаемой. Это сродни желанию отложить лист с записями и взять чистый, чтобы уж ясным почерком и без помарок изложить задуманное. Сегодня власти вынуждены заниматься сиюминутной корректировкой то одной, то другой нормы. Ревизия предоставит основания сделать все по-новому, чтобы уж потом не отвлекаться на всякие пустяки. Тем более что неудобств и Конституция, и прочие законы в их нынешнем виде доставляют немало. Чего только стоила коллизия, связанная с запретом на осуществление президентских полномочий более двух сроков подряд. Таких штук еще много, слишком много для того, чтобы мешать планомерной работе государственной машины.
Тех, кто создает и принимает новую Конституцию и связанные с ней законы, иногда называют «отцами-основателями». Тех, кто все это системно правит, можно назвать «отцами-корректорами».
Реализация проекта по ревизии законодательства в полном объеме сопоставима по масштабу работы и возможным последствиям с принятием Конституции 1993 года. И вполне возможно, что отцы-корректоры совершат вслед за отцами-основателями те же базовые ошибки.
Конституцию 1993 года писали по горячим следам конфликта президента и съезда народных депутатов. Победители делали все, чтобы этого больше никогда не повторилось. Подготовка соответствующих разделов проходила в полном соответствии с правилом «генералы готовятся к прошлой войне». Отсюда такой значительный перекос между исполнительной и законодательной властью, отсюда и дисбаланс полномочий и подотчетности.
Убирали возможность лобового конфликта – получили хроническую системную нестабильность. Политическая воля позволяла поворачивать Конституцию туда, куда хотелось тому, кто имел право в данный момент ее толковать. Соответственно, последние 20 лет все институты государственной власти живут и работают в условиях самой настоящей законодательной вакханалии.
Ни одни выборы в Государственную думу не прошли по тем же правилам, что и предыдущие. Порядок комплектования Совета федерации менялся чуть чаще, чем условия замещения постов глав регионов. Их полномочия тоже периодически корректировались.
Тем, кто поражается, как в середине нулевых годов на пустом месте выросла Общественная палата, уже нахватавшая каких-никаких полномочий, можно напомнить, как в 1996 году примерно на таких же основаниях появился Совет обороны, которому было доверено куда больше, чем нынешним общественникам.
Нет особых гарантий того, что корректировка законодательства и теперь не пройдет под знаком подготовки к уже отшумевшим сражениям. Ну, как частный пример, напишут законы, которые очень четко пропишут права и обязанности граждан по части общественной деятельности. Создать НКО – тяжелее, чем при Суркове партию. Получить финансирование — проще продать квартиру и потратить деньги на задуманное. В ответ случится либо полное омертвение любой общественной активности (в этом случае, может быть, сначала власти ничуть и не опечалятся), либо стойкое нежелание вмешивать государство в свои общественные дела. Способы найдутся – они всегда находятся.
Не беда, скажут отцы-корректоры, на всякую общественную проблему немедленно найдется законодательное решение. Однако это прямо противоречит верховному желанию установить окончательные правила. А кроме того, сродни второй базовой ошибке отцов-основателей.
Авторы ельцинской Конституции писали ее под себя. Под свое положение около первого президента, свои способны влияния на принятие решений, свое умение вовремя зайти в нужный кабинет или приехать на дачу, где собралось полезное общество. Конъюнктура не бывает вечной. Когда обстоятельства изменились, выяснилось, что подправить в Конституции ничего уже нельзя. Поздно, другие люди направляют политическую волю в желаемое для себя русло. Может быть, отцы-основатели и их политические друзья и жалеют о том, что не смогли вовремя установить правила, по которым уход в оппозицию не означает почти автоматическую маргинализацию. Как бы отцам-корректорам не столкнуться с тем, чтобы отход от власти не приводил к автоматическому заведению уголовного дела. И происходить это будет в полном соответствии с тем, что сами написали.
Впрочем, у отцов-корректоров есть все возможности избежать ошибок своих предшественников. Для этого, правда, их надо хотя бы вспомнить.