Капитан американского авианосца «Теодор Рузвельт» Бретт Крозьер уволен и.о. командующего ВМС США Томасом Модли. Его не разжалуют, он продолжит службу на флоте. Чем провинился капитан, которому команда (около 5 тысяч человек) устроила овации, когда он сходил на берег острова Гуам, где сейчас бросил якорь авианосец? А тем, что сообщил о более чем сотне зараженных коронавирусом и попросил отправить их на берег, чтобы уберечь от заразы остальных.
Письмо капитана вышестоящему начальству утекло в прессу, что многое говорит о сохранении конфиденциальности в американских войсках: тут даже русские хакеры не нужны. Пресса, ясное дело, подхватила тему, поскольку ни о чем, кроме как о коронавирусе, не пишет. «Стукача» наказали. По делу, если уж начистоту. Ну а около тысячи человек все равно поместили в карантин на берегу, а всего с корабля сойдет в ближайшее время 2700 человек, сообщает нам агентство Associated Press. За которым, надо полагать, сейчас записывают соратники Петрова и Боширова. Если есть планы напасть на базу ВМС США на Гуаме, то самое время. Не правда ли, как нелепо именно сейчас смотрится эта последняя фраза?
Я провел на этом авианосце во время операции в Афганистане после терактов 11 сентября несколько дней, будучи доставленным туда с американской же базы в Бахрейне на некоем гибриде самолета и вертолета вертикального взлета. Мы тогда дружили с Америкой. Было невозможно представить, до какой степени взаимной паранойи мы дойдем через каких-то полтора десятка лет. Но тогда общая угроза — страшный исламский терроризм – казалось, заставила по-новому взглянуть на мир. Это были иллюзии. Не заставила.
Авианосец «Теодор Рузвельт» реально крут. Особо сильное впечатление на меня почему-то произвели даже не разные военные технологии типа пневматической катапульты, «выбрасывающей» самолеты в воздух с палубы, а автоматы по продаже кока-колы в местном «супермаркете» (да-да, там и сувениры продавались, в том числе футболки с фирменной символикой, я купил, расплатившись русской кредиткой). Тогда казалось, что у жалких талибов (организация запрещена в России) нет ни единого шанса. Это тоже оказались иллюзии. Талибы в результате практически победили, и американцы пошли с ними на мировую в начале этого года.
Теперь же, когда я вижу, какое мощное разрушительное действие на боеспособность «крутого» авианосца оказывает невидимый китайский вирус, у меня возникает такой вопрос: а как вообще мы все собирались воевать ядерную войну, реально к ней всемирно готовясь? Да хоть бы и не ядерную, а просто широкомасштабную обычную.
Ведь эпидемия неизвестной заразы с летальностью то ли 3%, то ли 0,5%, то ли еще меньше парализовала всю мировую экономику, посадила на землю авиацию, прекратила все путешествия, командировки, совещания и весь большой и малый спорт. Даже «королевский» теннисный турнир в Уимблдоне отменен (он в июле), чего не было со времен Второй мировой войны.
Коронавирус обнулил за пару-тройку недель вообще весь «плоский» (сплющенный, очевидно, глобализацией) мир, как описывали его апологеты «конца истории» не по версии марксизма-ленинизма.
Как этот мир собирался воевать, если пропажа туалетной бумаги и других привычных товаров из продажи в супермаркетах вызывает шок и трепет в обывательских умах, а закрытие фитнеса — ощущение конца света?
Если могущественное НАТО отменяет учения на севере Европы все из-за того же коронавируса. А если завтра, как думают в НАТО, русские танки, коварно воспользовавшись моментом, ворвутся на улицы Таллина, Риги и Вильнюса, а из их башен будут торчать «потенциально инфицированные» головы солдат, которым сержант приказал чихать на этот ваш уханьский вирус, а они-таки и будут? Кто защитит «бедных прибалтов» от «оккупантов»?
Если эвакуация оставшихся на экзотических курортах нескольких десятков тысяч «пленных» россиян становится неразрешимой задачей, поскольку куда ж их девать на карантин-то. Если падение фондовых рынков на треть, «всего лишь» до уровней, где они были во время прихода к власти Дональда Трампа (на самом деле, котировки акций многих «стратегические важных» компаний сейчас все еще даже выше, чем в 2016 году) вызвало беспрецедентную финансовую мобилизацию по заливанию коронавируса деньгами. Триллионами долларов и евро.
Сегодня в подаче масс-медиа «апокалиптической» становится практически любая новость. Ах, Голливуд прекратил съемки фильмов! Ах, корпорация «Дисней» увольняет сотрудников! Ах, компании морских круизов надо срочно спасать и выкупать за счет государства (американского, не волнуйтесь, нас это не касается)! Ах, крематорий итальянского Бергамо не справляется с потоком трупов: он рассчитан на 12 в день, а ему подвезли ЦЕЛЫХ 25. Ах, надо срочно спасать сеть кофеен (это уже про нас), иначе безработица, голодная смерть от смерти малого бизнеса.
Как этот мир, где господствует экономика кредитов, развлечений и обещаний, где избыточное потребление для многих богатых стран давно стало нормой, всерьез собирался воевать, кроме как с помощью дронов и «точечных ударов» по далеко расположенному противнику, который заведомо слаб и не может ответить, но который в результате все равно побеждает? Потому что вы, конечно, можете попытаться зашвырнуть комара (как сформулировал классик сатиры), но он – не летит.
Извиняюсь за циничное сравнение, но как бы «освещалась» тогда блокада Ленинграда в блогах и СМИ, если таковые бы в то время каким-то чудом существовали примерно в нынешнем виде? С какого момента блогеры Instagram вынесли бы «постановление» своего «блогер-бюро», что город надо сдать?
Всего за пару-тройку недель буквально вся международная повестка просто обнулилась. До смешного ведь, согласитесь. Все эти новости из позапрошлой жизни кажутся именно что смешной нелепостью теперь, когда даже поход в магазин и аптеку становится смелой вылазкой из окопа под обстрел невидимого врага. Где запрещенный в РФ ИГ (организация запрещена в России)? Каков там процент зараженных COVID-19 и как это влияет на его боеспособность? И влияет ли? Как часто происходят обстрелы на Донбассе, что там с Минским процессом и его старшим братом – Нормандским? Каков процент зараженных коронавирусом среди сирийских беженцев (спойлер: да наплевать на них на всех, а также на ливийских и сомалийских). Обогащает ли Иран уран в нарушение «ядерной сделки»? Как далеко улетели баллистические ракеты маршала Кима (он тут на днях запускал, никто не заметил)?
Продлят ли вовремя санкции ЕС против РФ на очередные полгода или отложат решение до тех пор, пока не сгладят «кривую заражения»? Сколько поставят на вооружение в нашу армию в этом году единиц гиперзвукового оружия? Что там злопамятные поляки готовят в дерзком ответе в рамках наших непримиримых исторических споров про «пакт Молотова-Риббентропа»? И — о боже! - они не приедут нынче на мемориал в Катыни 10 апреля (в день гибели польской делегации в авиакатастрофе), боятся заразиться! Не беспокоит ли американцев хакерское вмешательство русских в будущие выборы в США, а покамест – не взломана ли ГРУ переписка врачей из полевого госпиталя, развернутого в Центральном парке Нью-Йорка? Ну и из разряда «фантомных болей»: Эстония заявила, что не станет принимать наших военных врачей для борьбы с коронавирусом. Мы что-то пропустили в новостях, и они туда уже вылетели?
Всякий раз, когда в мире случается подобный «ахтунг», непременно звучат голоса о том, что после его окончания «мир уже не будет прежним». Однако по прошествии короткого времени все вражды и фобии возрождаются с новой силой и на новом уровне.
Но Провидение, проявляя завидное упрямство и милосердие по отношению к неразумному человечеству, которое так и норовит с каждым разом подползти все ближе к кладбищу под патронажем похоронного агентства «Всадники Апокалипсиса & партнеры», продолжает давать нам все новые и новые шансы. Одуматься.
Не одумались после Второй мировой войны. Хотя предпосылки были: ООН, «план Маршалла», «единая Европа», в том числе «от Лиссабона до Владивостока». Всякие полезные конвенции. Однако все созданные после той войны международные институты оказались почти полными импотентами и банкротами – во многом еще до COVID-19.
Когда нынешняя пыль от руинизированной мировой экономики осядет, если по уму, многое надо было бы не перезапускать заново, а перестроить на совершенно иных принципах.
Отказаться от безумия наращивания вооружений, а направить совместные усилия на борьбу с новыми общими угрозами, для чего создать принципиально новые надгосударственные органы, работающие по согласованным общим и единым для всех правилам.
Если международные институты не работали и не сработали, то это не значит, что в них не было смысла. Это значит, что надо было тщательнее отладить работу международного права, заставив подчиняться ему всех, а не только слабых. Надо отказаться от взаимных санкций как инструмента международных отношений. Определить справедливый для всего мира порядок передвижения товаров, людей и услуг. Установить новые правила международной торговли и разделения труда с целью выравнивания уровней жизни за счет подтягивания его в бедных странах. И так далее.
Впрочем, все это, конечно, сущий идеалистический бред. Ничего этого не будет. Над нынешними восклицаниями на тему «мир не будет прежним» уже через год-другой будут смеяться те, кто сейчас пребывает в состоянии коронавирусной паники. Огромное перераспределение богатств под воздействием пандемии сделает еще богаче тех, кто богат уже сегодня. Оправившись от карантинного шока, богатые и вооруженные до зубов державы станут еще наглее и самоувереннее. Это, в первую очередь, про Америку.
Но и мы, уверен, не извлечем особо никаких уроков, хотя «оптимизацию» медицины, прежде всего, в части сворачивания санитарно-эпидемиологической службы, надеюсь, свернем (без наказания виновных в ней, увы, которые и сейчас все при больших должностях и «лечат» нас, как умеют). По последствиям для экономики нынешняя пандемия будет сравнима с мировой войной. Человечество оказалось к ней ровно так же не готово, как было не готово к двум предыдущим. Но будет уже вскоре пребывать в полной (само)уверенности, что уж Четвертой-то мировой точно не бывать. В этом плане люди никак не иммунизируются.