Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Примирите меня

Политолог

Отпраздновав День народного единства, страна двинулась к 100-летию Великой октябрьской социалистической революции. Которую переименовали в Великую русскую революцию, наказав учить детей, что она началась в феврале, а кончилась в октябре 1917-го.

При Ельцине день 7 ноября пытались назвать Днем национального согласия и примирения. Но не задалось ни с тем, ни с другим. Поэтому практически сразу перешли к народному единству.

Наверное, в дни традиционных школьных каникул в начале ноября или уж точно с 4 по 7 ноября, а то и до 10 (некогда День советской милиции) впору праздновать целую Неделю потерявшихся в истории.

Когда все уже настолько запутались и разуверились в непрестанно сменяемых политических и моральных ориентирах, что не понимают толком ни то, чем мы должны гордиться, ни что должны праздновать (именно в эти дни, а не вообще, про «вообще» — отдельный разговор). Опять же, с точки зрения циничных маркетологов, так будет ловчее «прицепить» сюда еще и духовно чуждый нам Хэллоуин.

Можно будет устраивать псевдоисторический хэппенинг, наряжаясь Лениным, Троцким или «любовником Матильды». А можно просто тыкву вместо головы приделывать.

Впрочем, уже сейчас работники искусств встречают юбилей «новой эры в истории человечества» (как говорили про Великий Октябрь в советское время) столь безыдейными творческим свершениями, что мумии вождя мирового пролетариата в исполнении что Миронова, что Стычкина (каковые играют его в выходящих в эти дни сериалах на ВГТРК и на Первом про него и про Троцкого) впору восстать из саркофага в Мавзолее и отправиться в возмущении громить обуржуазившийся Город Греха.

Плюс «Матильда», переосмыслившая в гламурной и по-голливудски костюмированной мелодраме жизнь последнего императора. Все это окончательно доварит и без того наваристую историческую кашу в головах соотечественников.

Социологи тут кстати спросили: что мы празднуем 4 ноября? 43% честно признались ВЦИОМ, что сами не понимают, что именно, это всего лишь дополнительный выходной. Остальные попутали с Днем Конституции, с Днем независимости и еще бог весть с чем. Впрочем, 36% прочувствовали момент в нужном ключе, отметив, что День народного единства — праздник, который пробуждает в человеке «особый душевный подъем» и заставляет «задумываться о прошлом и будущем страны».

Дай бог, чтобы в будущем число таких граждан росло, а праздник прижился. Объективно смысл в нем для такой страны, как наша, есть. Пока на вопрос, есть ли у нас это самое «народное единство», утвердительно («скорее есть») ответили 54%. В 2012 году таких было 40%. «Скорее нет» считают сейчас 40%, пять лет назад таких было 56%.

С точки зрения большинства, мы стали «более едины», получается.

Быть может, когда придумывали праздник 4 ноября, надо было быть по-своему честнее и не пытаться закамуфлировать истинное значение этого дня в русской исторической и духовной традиции. Но предпочли слукавить. Видимо, поэтому праздник так трудно приживается.

Именно в этот день в период Смуты и борьбы с поляками в 1612 году, к чему пытались привязать эту дату, ровным счетом ничего не происходило. Китай-город ополченцы взяли 1 ноября (22 октября по старому стилю), а Кремль осажденные там поляки покинули 6 ноября. 4-го же ноября – это День Казанской иконы Божьей Матери, праздник, всегда почитавшийся православными как один из важнейших (согласно исторической мифологии, эта икона сыграла якобы и важнейшую роль в прекращении Смуты в начале XVII века и в освобождении страны). Надо было его таковым и оставить, а не «финтить» и не лукавить.

Кстати, еще царь Алексей Михайлович хотел его учредить как государственный. Но при государственной религии – православии — это было, видимо, лишним.

А как же, спросят, другие, конфессии? Ну, у них свои праздники, о которых политкорректно всякий раз сообщает нам теперь государственно-информационная программа «Время». Как-нибудь уж сжились бы.

Это, собственно, к тому, а состоялось ли у нас, хотя бы к 100-летию катастрофы/революции, положившей начало десятилетиям вялотекущего геноцида российской нации (начиная от русских, составляющих и поныне примерно 80% национального состава страны, и кончая другими, в том числе малыми народами), то самое общенациональное примирение, которое, по идее, и должно лежать в основе народного единства?

Многие по-разному отвечают на этот вопрос. Одни полагают, что примирение как осознанный акт вовсе и не нужно, оно не должно непременно предшествовать установлению единства. В том числе эти люди говорят, что, мол, «сколько можно каяться, извиняться, мы ничего никому не должны». Правда, все равно открытым остается вопрос – кто эти «мы» тогда? И что эти «мы»?

Другие полагают, что примирение состоялось. И на деле состоит оно в том, что подавляющему большинству нынешней российской нации по фигу, наплевать на то, кто были «белыми» и кто их нынешние «наследники», и кто были «красными», и какова, соответственно, нынешняя, идущая от них политическая традиция.

Примирение на почве забвения уроков истории – что ж, это тоже вариант.

Примирение на почве исторического невежества, культивируемого, в том числе, современными кино-поделками на тему советской и более ранней истории, которые становятся, увы, основным источником скудных обывательских познаний об истории нашей страны.

Третьи полагают, что не было примирения. Нет сегодня и единства. Особенно если под последним понимать общие моральные и духовные ценности.

Недавно один из членов Совета по правам человека при президенте (Станислав Кучер) пытался поднять перед Владимиром Путиным вопрос о том, что, мол, в обществе присутствует повышенный градус взаимной злобы и агрессии. И не надо ли его загасить – в том числе в сфере госпропаганды. Приведя в пример покушение на журналистку «Эха Москвы». На что президент заметил, что это все же частный случай, а покушавшийся вообще приехал из Израиля.

Правомерна ли вообще постановка вопроса о «повышенной взаимной злобности»? Наверное, да.

В той мере, в какой вообще пока еще вольно задаваться подобными «философскими» вопросами применительно к нашему обществу, которое в своей обывательской массе стремится к простоте, незамысловатости – к тому, чтобы «не заморачиваться». Но какое общество, скажите, не стремится к тому же? В то же время ответ на данный вопрос не представляется однозначным.

С одной стороны, мы нынче на официальном уровне презираем слова типа «толерантность», а приверженцев соответствующих взглядов называем «толерастами». Мы отнюдь не едины, когда речь заходит о «либерастах», многими априори записанных в «пятую колонну».

Сложно говорить о «единстве» традиционно ориентированного (в том числе сексуально, уж уточним) большинства с разными меньшинствами. Вне зависимости подчас от того, по какому именно «показателю» они меньшинства, им приходится сталкиваться с агрессией, злобой и нетерпимостью. С отказом в праве на «инаковость».

Сложно говорить о единстве и на фоне вопиющего, все более растущего социального неравенства в стране – и социальной несправедливости. На фоне столь же вопиющего неравенства перед законом.

Когда одним можно, условно, мчать «по встречке» с мигалкой по так называемому правовому полю, а другим не добиться справедливости даже по самым простым вопросам в российских судах, которые даже в самых нищих регионах теперь предстают роскошными дворцами.

Мы по-прежнему не готовы, «не хотим-и-не-желаем» слушать иное мнение, учитывать его и тем более идти с ним на компромисс.

Мы по-прежнему живем согласно принципам «демократического централизма» советского образца, искренне в большинстве своем полагая, что «настоящая демократия» — это воля большинства, навязанная всем остальным, хоть сто раз несогласным и инакомыслящим. Мы по-прежнему даже не догадываемся – и не хотим – что на самом деле, это гарантия прав меньшинства.

Мы по-прежнему крайне подозрительны по отношению друг к другу, не улыбаемся при встрече с незнакомыми и вообще неулыбчивы. И в любой момент «готовы дать отпор» на любой выпад случайного прохожего. Уровень взаимного доверия внутри общества по-прежнему низок, а без его повышения нам не двинуться вперед в своем развитии.

Современная экономика требует, прежде всего, доверия. Из года в год, отвечая на вопрос социологов, можно ли доверять чужим людям, положительно у нас отвечают на этот вопрос не более 20%.

Что, учитывая нашу историю, в том числе недавнюю советскую с ее миллионами взаимных доносов, даже много.

Еще ниже уровень доверия между обществом и государством. Нас по-прежнему десять раз перепроверяют и сто раз готовы «перелицензировать», обкладывая бюрократической кафкианской отчетностью и контролем со всех сторон.

С другой стороны, многие процессы, в своем начинании казавшиеся крайне опасными еще буквально несколько лет назад, не то чтобы совсем «рассосались», но ушли с первополосной повестки. Межэтнические трения и конфликты не переросли в массовые черносотенные погромы, а традиция «резать баранов» в соответствующий мусульманский праздник не перенеслась, как алармистски предрекали некоторые, на людей-иноверцев.

Верующие периодически «оскорбляются», но процессы по типу «Пусси-райот» не стали серийными.

Портреты членов «пятой колонны» не тиражируют массово (пока, во всяком случае). Экономические трудности не породили массовых бунтов (а такие прогнозы я слышу уж третий год подряд). И даже фильм «Матильда», как ни в чем не бывало, вышел на широкий экран, избежав крайних выходок в ответ одной депутатки. И ее многотысячной, вроде бы «подписавшейся» за нее паствы.

Мы научились быть учтивыми, когда речь идет об отношениях с клиентами/покупателями и по бизнесу. Понятие «забить стрелку» более не подразумевает обязательно кровавых разборок. Мы стали чаще пропускать пешеходов на «зебре» и уже забыли, как драться в очередях в магазине. Даже за 10-м «айфоном». У нас из года в год растет число благотворителей и волонтеров-альтруистов.

Вопреки советской традиции, благотворительность более не считается «буржуазным пережитком», а человеческая помощь более не измеряется только деньгами для всех без исключения.

По крайней мере, на словах «готовы объединяться с другими для совестных действий» уже примерно половина населения (данные ФОМ), тогда как совершенно не готовы менее 40%. Осталось, правда, перейти от слов к делам.

Я не знаю, стали ли мы тем самым на шаг или на два ближе к обществу, которое можно считать единым не только в подаче официозной пропаганды, но и в духовно-нравственной своей сути. Или, быть может, нам просто надоело бесконечно воевать друг с другом. И мы просто устали, — и в этом смысле лозунг «лишь бы не было войны и революций» в какой-то мере стал новой объединяющей «скрепой». Сродни тому, как с возрастом к человеку, даже если он был радикалом в молодости, приходит уравновешенность и осмотрительный консерватизм.

Кстати, средний возраст населения Российской Империи в 1917 года был около 20 лет (как в странах, по которым недавно прокатилась «арабская весна»). А сейчас нам «стукнуло» в среднем около 40. Настоящих буйных в таком возрасте уже мало. И это, скорее, хорошо.

Главное, чтобы нас снова не начали натравливать друг на друга во имя очередных Великих Идей, рожденных в головах, одержимых то ли манией глобального величия, то ли планами навязать нам силой свое понимание счастья.

Новости и материалы
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Двое детей и их родители отравились газом во время утечки в петербургском частном доме
В Магнитогорске пенсионерка попала под трамвай и лишилась ног
Женщина уронила двухмесячного сына во время драки со свекровью
В Москве за хищение денег у Ларисы Долиной задержан еще один соучастник преступления
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Все новости