Значительная доля выручки – это доход, который поступает благодаря рекламе. За второй квартал поступления в этом сегменте составили 50,4 миллиарда, то есть 81,5%. Из них 35 миллиардов пришлись на Google-поиск. В компании успех объясняют возросшим интересом рекламодателей и ростом их расходов, а также увеличением онлайн-активности покупателей, вызванным пандемией.
Цифры говорят сами за себя, реклама – это очевидный приоритет для Google.
Теперь же компания настраивает свой браузер так, чтобы получать с этого еще больше дохода. Из двух возможных путей ИТ-гигант выбрал более легкий для себя и, пожалуй, самый не привлекательный для пользователей: зачем мотивировать людей смотреть рекламу и повышать вовлеченность, если можно просто… запретить им не смотреть её.
Манифест жадности
Сейчас Google активно готовится перейти на Manifest v3 – новую платформу расширений для браузера Chrome. О разработке стало известно в 2019 году, и уже тогда было понятно, что несмотря на благородные цели, заявленные компанией, – а именно повысить безопасность пользователей, – цель Manifest v3 довольно эгоистична: позволить корпорации зарабатывать еще больше. Это получится достичь за счет ущемления конкретных разработчиков - тех, что помогают пользователям отключить рекламу в браузере.
Запустить такие расширения в Chrome обычным пользователям больше не получится. С внедрением Manifest v3 разработчики будут вынуждены перейти на новый интерфейс, который значительно урезает их возможности, а также позволяет Chrome выполнять все сетевые запросы. Благодаря этому браузер сможет не допускать установку пользователем всех нежелательных для Google расширений, в особенности блокировщиков рекламы.
Даже если у юзера получится его установить, расширение уже не сможет полностью защитить его от объявлений и помешать техногиганту на этом заработать.
После перехода на Manifest v3 браузер будет ограничивать количество фильтров в блокировщиках, что значительно скажется на их эффективности. Разработчики таких расширений, как uBlock Origin, uMatrix и NoScript, уже бьют тревогу: по их словам, тех фильтров, которые разрешает использовать интерфейс, не хватит на сборку даже простейшего работоспособного софта.
Несмотря на критику, Google настроена решительно и не собирается оставлять кому-либо пути для отступления в виде возможности использовать предыдущую платформу. График отключения Manifest v2 уже жестко определен: работающие на ней расширения перестанут приниматься в Chrome Web Store уже с января 2022 года, а еще через год блокировщиков рекламы добьют окончательно. С начала 2023-го браузер не будет поддерживать расширения Manifest v2 в принципе.
Google - всё, юзеру - ничего
Итог происходящего для пользователя простой: теперь смотреть рекламу в Google придется в принудительном порядке. Хотя не обошлось без исключений – для тех, кто и так платит компании: корпоративным клиентам пока сохранят возможность блокировки объявлений.
Нежелание Google терять доходы за счет расширений, которые мешают ей получать больше, понятны.
Непонятно другое: почему при таком агрессивном зарабатывании на пользователях (в том числе в России) последние не получают от компании почти ничего – даже таких базовых гарантий, как безопасность? Ведь, несмотря на все громкие заявления корпорации, она все еще позволяет себе избирательно модерировать контент и нарушать законодательство, связанное с удалением противоправной информации из сети.
Так, июньская проверка Роскомнадзора показала, что Google не убирает из поисковой выдачи до 30% запрещенного контента. В отношении компании с начала года составлено уже 11 протоколов по этому вопросу.
Кроме того, Google до сих пор не локализовала хранение данных россиян на территории нашей страны, и наложенный летом штраф в 3 млн рублей тоже пока не сподвиг ИТ-гиганта позаботиться о безопасности своих пользователей. Апрельские заверения руководства компании о том, что Google крайне заинтересована в российской аудитории, готова усилить защиту пользователей и выполнять действующее законодательство, оказались лишь словами. Больших изменений в работе корпорации не произошло – несмотря на то, что российские суды уже наложили на неё более 30 млн рублей штрафов. И это только за этот год.
В этой ситуации уже четко определенные планы Google по принудительному показу рекламы в своём браузере выглядят крайне корыстно.
Корпорация собирается зарабатывать на своих пользователях еще больше, ничего не давая им взамен. В таком свете желание российских регуляторов использовать оборотные штрафы за неоднократные нарушения (то есть штрафы, размер которых зависит от годового дохода компании на рынке) выглядит многообещающим: хотите получать больше, так будьте добры соблюдать закон. Или расплачиваться за его нарушение, по полной.
Автор — член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи.