Пишу об этом вовсе не для того, чтобы похвалить соседей за работу в этом направлении. И тем более не для того, чтобы попытаться оценить её объективность. А для того, чтобы понять: почему в России, где образование всегда считалось одной из важнейших сфер общественной жизни, подобного рейтинга не существует? Разве в нём нет потребности? Конечно, есть!
Для того чтобы в этом убедиться достаточно зайти в интернет и посмотреть, какое количество структур, имеющих весьма опосредованное отношение к высшему образованию, пытаются ранжировать вузы по своему усмотрению. Так они повышают узнаваемость своих сайтов или страниц в соцсетях, привлекают внимание аудитории и рекламодателей. Молодёжь, особенно во время приёмной кампании, зачастую ориентируется на эти рейтинги, воспринимая их как некую объективную информацию. Хотя в большинстве случае это всего лишь частное мнение владельцев ресурса. Оно не опирается на конкретные цифровые индикаторы и, по сути, вводит читателя в заблуждение.
В конце 2019 года Министерство науки и высшего образования РФ сделало очень важный шаг: разделило отечественные вузы на три категории. Санкт-Петербургский горный университет, кстати, попал в первую группу, но речь не об этом. А о том, что публикация приказа, который дал оценку результативности организаций высшего образования – большой шаг вперёд. Он говорит о том, что наше Правительство в лице Министерства готово прислушиваться к мнению вузовского сообщества и работать с ним рука об руку. Ведь мы давно говорили о необходимости появления такой градации. И это не просто три уровня, а фактически, база для создания конкурентной среды среди университетов.
Другое дело, нам никто не объяснил, на основании каких критериев эта градация была проведена. То есть многие университеты, попавшие, допустим, в третью категорию, не поняли, какие конкретно показатели повлияли на итоговый результат. А значит, скорее всего, не смогут исправить возможные недочёты и повысить свой статус в будущем. Ведь для этого необходимо понимать, «в какую сторону грести».
Ещё один вопрос: когда может произойти пересмотр принятого решения – в нынешнем году или, допустим, через три года? И где документ-сертификат с указанием сроков и чётких цифровых показателей?
Конечно, они должны лежать в основе любого ранжирования. Руководители университетов должны понимать, какие факторы будут являться мерилом их успешности на посту ректоров. Над чем им в первую очередь необходимо работать для того, чтобы вырос имидж вуза, а уровень компетенций его выпускников соответствовал современным запросам рынка труда.
Нет сомнений, что некорректно сравнивать между собой технические, гуманитарные, медицинские и художественные университеты. У них разная специфика и, соответственно, подход к их оценке тоже должен в значительной степени отличаться. Но как быть, если в одном вузе, условно говоря, сильная кафедра русского языка, а в другом – литературы? Как их сравнить? Какой поставить выше?
Давайте обратимся к опыту наших зарубежных коллег. Например, в Германии считают, что не может быть самого лучшего университета, поскольку у каждого из них есть свой профиль, своё сильное или, напротив, слабое направление обучения.
Поэтому в самом авторитетном национальном рейтинге ФРГ 37 номинаций. В каждой из них высшие учебные заведения разделены на три группы - высшую, среднюю и базовую. Критерии абсолютно прозрачны, они учитывают буквально всё – от научной репутации до числа жителей города, в котором находится кампус. Это позволяет абитуриенту сориентироваться и понять, где он сможет получить лучшие знания по выбранной специальности. И быстрее адаптироваться к новой для себя среде, что тоже немаловажно.
Наш Горный университет на протяжении четырёх лет подряд входит в число двадцати лучших вузов мира согласно предметному рейтингу британского агентства QS. Это лучший результат в России. И это мнение одной из наиболее авторитетных компаний в мире, занимающихся ранжированием высших учебных заведений. Многие абитуриенты, принимая решение о поступлении к нам, ориентируются именно на него. Не имея при этом официального мнения Минобрнауки – главного регулятора в стране, отвечающего за развитие высшего образования.
В первой сотне рейтинга QS по различным предметам – 11 наших университетов. Может ли их число стать больше? Безусловно, ведь российская система образования, несмотря на массу проблем, по-прежнему, одна из лучших в мире. Но трамплином для повышения статуса наших вузов на международной арене, безусловно, должен стать собственный национальный рейтинг, составленный на основании прозрачных и понятных всем цифровых индикаторов. Именно он позволит определить лидеров в конкретных направлениях обучения и повысить их узнаваемость за рубежом.
Автор — ректор Санкт-Петербургского Горного университета