Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Голос эпохи: кем был для нас Иосиф Кобзон

На 81-м году жизни умер певец Иосиф Кобзон‍

Слова «ушла эпоха» после смерти выдающегося человека звучат всегда и сразу. Они банальны до степени неразличимости. Но иногда это просто констатация факта. Сермяжная правда. Умер Олег Табаков – ушла эпоха русского театра. Умер Андрей Зализняк — ушла эпоха науки о русском языке. Умер Эдуард Успенский — ушла эпоха детской литературы. Сегодня умер Иосиф Кобзон — ушла эпоха советской эстрады.

Кобзон был одним из тех немногих людей, о существовании которых знал каждый советский, а потом и российский человек. Буквально каждый.

Звание народного артиста СССР он получил только в 1987 году — к 50-летию со дня рождения. Хотя реально народным стал еще в начале 60-х, сразу после песни «А у нас во дворе». Был момент, когда супружеская пара Кобзон-Гурченко была чуть ли не главной «народной» супружеской парой советской страны. Почти как королевская чета в Великобритании.

Почти всю свою взрослую жизнь Кобзон занимался политикой и общественной деятельностью — летал с концертами в горячие точки и в советские, и в постсоветские времена. Всегда был за страну — за любую нашу.

Вел переговоры с террористами, захватившими зрителей мюзикла «Норд-Ост» в Москве на Дубровке, в 2002-м. И выводил оттуда детей.

Он занимался бизнесом и благотворительностью. Он много лет был депутатом Госдумы – причем, никогда не просиживал там штаны, не «представлял имя». Есть такие артисты, которые идут в депутаты только ради статуса и мандата. Кобзон именно работал депутатом. Имел твердые политические убеждения и не стеснялся их высказывать, хотя нравились они далеко не всем.

Но в памяти он останется не политиком и не бизнесменом. Он останется человеком с микрофоном. Человеком, любившим петь, как никто. Героем той самой когда-то знаменитой — но на самом деле не обидной, а скорее, восторженной эпиграммы: «Как не остановить бегущего бизона, так не остановить поющего Кобзона». Кто еще мог дать десятичасовой концерт, как это сделал Кобзон в день своего 60-летия?

У Кобзона — так уж сложилось — в сознании людей не было никакой личной судьбы. Он стал при жизни не вполне даже человеком, а брендом страны. Ее символом. Хотя именно личная человеческая судьба Иосифа Давыдовича — то, что заслуживает особого внимания и уважения. Он ведь должен был умереть по всей медицинской логике еще 16 лет назад, когда была неудачная операция, сепсис и 15 дней комы. Но Кобзон не только выжил.

Он прожил с тяжелейшими болезнями полтора десятилетия полноценной активной жизни. Политической, творческой, человеческой.

Он пел одинаково хорошо очень разные песни — эстрадные и бардовские, гражданские и лирические, грустные и веселые, русские и еврейские. Он пел песни авторов, с которыми вроде бы не был близок ни политически, ни эстетически. Того же Булата Окуджавы, например. Причем дело не только в неповторимом, узнаваемом, единственном в своем роде тембре голоса. Дело в том, что Кобзон жил в каждой песне и каждой песней. Он всегда чувствовал, что поет. И потому каждая песня, даже та, у которой были и другие знаменитые исполнители, становилась Его песней.

Несомненно, Кобзон был советским человеком и войдет в историю именно как великий певец советской эпохи. Но он, в отличие от многих своих коллег по ремеслу, прекрасно вписался в новые времена.

Жажда жизни оказалась сильнее политических потрясений — для Кобзона распад СССР несомненно был трагедией, он в общем-то всегда оставался убежденным коммунистом.

Сейчас есть мода снимать сериалы про жизнь знаменитых певцов и артистов. Есть, например, сериал про Петра Лещенко – главного эстрадного певца советских 30-х. Жизнь Кобзона — практически готовый сериал. По его биографии можно изучать и показывать потомкам, как история страны преломляется в личной человеческой истории выдающейся личности.

Но все эти слова не имеют никакого значения, хотя из песни слова не выкинешь. Потому жизнь Кобзона была не политикой, не бизнесом, не благотворительностью, а песней. И к этой песне своей жизни он точно писал и слова, и музыку сам. Хотя никаких обычных песен никогда не сочинял. Забудутся обстоятельства его личной жизни. Его депутатство и споры, которые вызывали многие его политические высказывания. Уйдут все, кто застал его при жизни и слушал его «живьем». Но останется этот человек с микрофоном.

Посмертная судьба Кобзона повторит судьбу героев великой советской песни «Журавли». Его голос будет звучать нам с небес. И мы, и наши потомки будут чувствовать это именно так: «Они до сей поры с времен тех дальних летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально мы замолкаем глядя в небеса?»

Эпоха ушла. Ее голос — остался.

Новости и материалы
Армения предложила Ирану помощь в поисках вертолета Раиси
США и ЕС следят за ситуацией с вертолетом глава Ирана
Политолог заявил о панике в офисе Зеленского из-за наступления РФ под Харьковом
Умер актер Олег Зимин
По всей Украине пройдут почасовые отключения света
«Манчестер Сити» выиграл чемпионат Англии
Гладков назвал число раненых при обстреле ВСУ в Шебекино
Самокатчик на велопараде в Москве лоб в лоб столкнулся с велосипедистом
Ирак окажет помощь в поисках вертолета президента Ирана
В театре Маяковского отменили спектакль с Немоляевой
Американка отказалась играть с россиянкой спустя 18 минут после начала матча
Пользователи жалуются на сильно желтые экраны новых iPad Pro
Уехавший из России Бурковский появился на Каннском кинофестивале
Samsung придумала, как решить одну из главных проблем складных смартфонов
Власти Одессы сообщили о взрыве
Слишкович признался, что не до конца доволен своей работой в «Спартаке»
Все силовые структуры Ирана занялись поисками вертолета президента страны Раиси
В Instagram президента Ирана появился пост с просьбой помолиться за него
Все новости