В распоряжении США уже столько разного «санкционного оружия», которым они размахивают налево и направо, что впору запутаться. Причем санкции все больше носят экстерриториальный характер, а также грозят третьим лицам и странам, которые осмелятся иметь дело с теми лицами и компаниями, которых Америка включила в списки своих «врагов». В этом плане логичным видится недавнее вполне откровенное заявление Вашингтона о том, что страны, которые в ООН проголосуют с осуждением признания Америкой Иерусалима столицей Израиля, могут поиметь неприятности в виде отлучения от американской экономической и военной помощи. Готовится и соответствующий закон: голосующие в ООН в более чем 50% случаев «против Америки» могут быть лишены помощи уже не на основании «капризов Трампа», а по закону. Вот оно — «мировое правительство». ООН ему уже не нужна.
Что касается Рамзана Кадырова, то он, как и все представители российской элиты в таких случаях, заявил, что гордится такой «честью», но ехидно заметил, что пока «вступить на землю Америки приказа не получал». «Зеркальный ответ» со стороны Москвы, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, с высокой вероятностью последует, вот только мало у Америки таких людей, как Кадыров, — «зеркальных ему». Ищут.
Впрочем, до сих пор действие санкций против фигурантов как российского, так и глобального «списка Магнитского», возможно, еще не отработано в полной мере, — прежде всего, в части «наказания» реальных и потенциальных контрагентов соответствующих лиц. Поэтому не эти санкции – условно, «за нарушение прав человека и коррупцию», — видятся главной угрозой российской политической и бизнес-элите. Как и не те санкции «за Крым», которые в очередной раз продлил ЕС, — к этим уже привыкли и приспособились.
С наибольшей опаской ждут, что скажет Минфин США и финансовая разведка к февралю следующего года. И каков будет, в результате, согласно предписанному принятым летом законом об антироссийских санкциях, практический ответ в исполнении нынешней администрации. Именно она огласит конкретные списки физических лиц, «близких Путину» (это один из главных критериев) и компаний в соответствующих сферах. Ходят зловещие слухи о том, что под новые ограничения могут попасть то ли десятки, то ли целые тысячи крупных бизнесменов, «окологосударственных структур» и т.д. А тут еще «взяли» сенатора Сулеймана Керимова. Причем не в Америке какой-нибудь, а во Франции, которая хоть и не нарушала строй ЕС относительно антироссийских ограничений, но все же никогда не выступала по этой части с особо свирепой позицией. Короче, тревожно.
Тревожно и российским финансовым властям: запрет со стороны Америки покупать российские долговые обязательства с большой вероятностью ударит по рублю, приведя к его девальвации, как минимум, на 10-15%. Надо будет срочно изыскать около $40 млрд для выкупа ОФЗ, которые сейчас держат нерезиденты.
«Казус Керимова» и не вполне ясные слухи о том, что еще у одного российского олигарха «прихлопнули карманный банк на Кипре», вынудили крупных предпринимателей вспомнить относительно давно сказанные Владимиром Путиным слова о том, что, мол, «замучаетесь пыль глотать по судам», доказывая свою честность, дабы «стать своим» на Западе. Слова оказались пророческими. Уже мучаются.
И родилась мысль: дать возможность вернуть капиталы путем покупки валютных облигаций на особых условий и при возможности открывать анонимные счета. В конце концов, если госкорпорациям уже разрешено в ряде случаев проводить «секретные тендеры», дабы не попасть ненароком под американские санкции, то почему олигархам нельзя действовать тем же путем?
Минфин поначалу на соответствующие утечки в Reuters ответил жестко и принципиально: нет, никаких исключений быть не может. Однако тональность опровержений и сопровождающих заявлений, как это часто бывает в нашей стране, вполне однозначно указывали на то, что очень даже может. И вот Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса 21 декабря уже дал распоряжение подготовить соответствующие нормативные документы.
Российские власти имеют хорошую возможность репатриировать хотя бы часть выведенных из страны капиталов, объем которых оценивается от $200 млрд до $1 трлн. Причем чем больше будет страшных слухов из Вашингтона, тем больше это будет в какой-то мере на руку Москве. Как говорится — «ты боишься, сынок? Так иди домой с деньгами. Родина тебя примет».
Пока сами правительственные чиновники оценивают потенциал возврата через «спецоблигации» в $2-3 млрд. Немного, скажем прямо. Однако, во-первых, эту сумму можно «накрутить» путем развертывания соответствующей пропаганды и индивидуальной работы с отдельными крупными предпринимателями. Во-вторых, можно еще дальше раскручивать эскалацию напряженности в отношениях с Западом, в том числе на риторическом уровне. Если окажется, что все до сих пор предпринимаемые попытки (а они все же есть, Москва в последнее время старается вести себя сдержанно) не нагнетать обстановку еще сильнее не находят должного ответа в Вашингтоне. А они не находят. В-третьих, сами российские финансовые власти, в самом крайнем случае, могут сами показать пример — сократить собственные вложения в американские долговые обязательства. Они за последний год превысили $100 млрд. В ответ на «панические» вопросы, а не заморозят ли американцы наши вложения при наихудшем развитии ситуации, представители финансовых властей успокаивают, что «это будет уж чересчур, поэтому такое невозможно». Ну-ну, как говорится.
Наконец, в-четвертых, со стороны бизнеса уже прозвучала и новая идея: продлить или объявить по-новой амнистию капиталов наподобие того, как это было сделано в 2016 году. Она, закончившаяся 30 июня того года, имела лишь ограниченный эффект, а многие бизнесмены так и вовсе перешли в иностранную налоговую юрисдикцию, таким образом ответив на призывы к «деофшоризации». Хотя в последние дни сдачи спецдеклараций около ФНС в Москве наблюдались нешуточные очереди.
Сказалось как традиционное недоверие к действиям властей, так и столь же традиционная надежда на то, что в условиях отсутствия на тот момент автоматического обмена информацией и непрозрачности большинства офшоров вновь «пронесет». На сегодня ситуация уже изменилась и продолжает меняться: обмен налоговой информацией, скорее всего, в этом году все же начнется, а непрозрачность офшоров исчезает, как снег весной. «Неподотчетными» остаются, как ни парадоксально, сами США.
Так что, если кому не страшно — можно положить «голову» (деньги) в пасть этому льву. А кому все же станет страшно — Родина-мать примет вас. Правда, при этом надо будет еще согласовать с FATF условие об «анонимных счетах», — не противоречит ли оно правилам о противодействии отмыванию средств. А то ведь можно будет уже всей страной попасть в «черный список FATF». Это ничем не лучше американских санкций.
По сути, выбирать российским олигархам и прочим потенциальным жертвам американских санкций придется из двух страхов. Первый состоит в том, что родное государство в очередной раз «кинет»: что-нибудь донасчислит, использует вашу откровенность против вас, объявит, наконец, очередной дефолт или просто заморозит ваши вложения в «спецоблигации», как заморозило — на сей раз до 2020 года — пенсионные накопления простых россиян. Справедливости ради, по опыту амнистии капиталов 2016 года, следует ответить: что касается поведения ФНС, то она пока не дала оснований для подтверждения большей части подобных страхов. Ну а второй страх заключается в том, что дядя Сэм отнимет все и сразу. Своего рода «русская рулетка» получается. Теперь и как «финансовый инструмент».