Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Это больше не личное дело

Елизавета Александрова-Зорина о том, как скоро в трудовых договорах появится пункт о правилах поведения в соцсетях

Социальные сети делают жизнь прозрачной. Наши личные переживания, депрессия, семейные и финансовые проблемы, поиски подработки или новой работы, поездки и покупки становятся достоянием всех, кто может зайти на нашу страничку в соцсетях, в том числе и начальства. И это заставляет пересматривать такие понятия, как приватность, свобода самовыражения и самопрезентации. Сегодня мы находимся в начале этого процесса, но события развиваются стремительно.

Это не первое вторжение профессиональной сферы на личную, чувственную территорию. Американский социолог Арли Хохшильд в книге «Управляемое сердце: коммерциализация чувств» (до сих пор не переведенной на русский) пишет об «эмоциональном труде» и товаризации эмоций.

Постиндустриальное общество, ориентированное на сферу услуг, личное общение с клиентами и разнообразные шоу, превратило эмоции в должностные обязанности.

Продавцы, официанты, менеджеры по продажам, телеведущие, стюардессы и прочие-прочие, кроме профессиональных навыков, которые они продают работодателю, должны продавать и свои эмоции — такие как доброжелательность, дружелюбие, открытость, а также умение быть приятным и угождать.

Работодателю неважно, на самом ли деле его сотрудник дружелюбный или только притворяется — главное, чтобы притворялся хорошо, а клиенты оставались довольны. Это нередко даже прописывается в трудовых договорах. А неумение управлять своими эмоциями в угоду работе может считаться непрофессионализмом и стать причиной увольнения.

В своей книге Хохшильд проводит параллели с физической эксплуатацией индустриальной эпохи. С одной стороны, комфортную работу в офисе или на борту самолета не сравнить с условиями труда на заводах и фабриках. С другой — каким бы тяжелым ни был труд у конвейера или станка, он не затрагивает внутреннюю, эмоциональную жизнь человека, которая остается приватной зоной и не выставляется на продажу, в отличие от физической силы и навыков.

Социальные сети вовлекают нас в новые социальные отношения с огромным количеством людей в разных уголках страны и мира.

И личные дневники, где публикуются селфи, истории из жизни, случаи с соседями, интимные признания, фотографии детей, кошек и еды из ресторана, также попадают под прицел работодателей.

В интернете вообще действует целая сеть скрытых рекламных агентов, на работу которых, а также на публикации лидеров интернет-мнения, компании тратят рекламные бюджеты. Личные страницы их собственных работников видятся им бесплатными рекламными площадками. Многие уже сегодня обязаны участвовать в деятельности корпоративных групп в соцсетях, публиковать на своих личных страницах новости компании и рекламу бренда, иногда — открытую, иногда — скрытую.

Поначалу это затронуло сотрудников, работающих в сфере PR, интернета и СМИ, но очень быстро стало распространяться и на остальных.

В некоторых фирмах вводится система штрафов и поощрений для тех, кто участвует в продвижении бренда на своей страничке, и для тех, кто нет. Это первый шаг к тому, чтобы соответствующий пункт появился в трудовом договоре, а за несоблюдение этого условия начали бы увольнять.

Чем-то такие сотрудники напоминают ходячую рекламу у метро: мигранта, наряженного в плюшевую чашку кофе, или мужчину, стиснутого рекламным щитом «услуги юристов быстро и недорого». Но «человек-реклама», отработав изнурительный день, снимет рекламный щит или плюшевый костюм. А работник, обязанный рекламировать продукцию или услуги своей компании на личной странице, остается человеком-рекламой без всяких кавычек.

То, как меняется сегодня понятие приватности и как реклама вторгается в личную сферу, иллюстрирует одна рекламная технология, апробированная на Западе (один из российских стартапов пытался внедрить ее в России, но что-то пошло не так).

На мобильный телефон или компьютер человека, решившего стать добровольным рекламным агентом, устанавливается программа, подсчитывающая упоминания рекламируемого бренда или товара, а также умеющая с помощью словаря считывать, в положительном, отрицательном или нейтральном ключе он упоминался. Речь идет о телефонных разговорах и переписке в мессенджерах с близкими людьми, ведь только близким людям можно сказать вдруг ни с того ни с сего: «давно хотел тебе рассказать об одном крутом лосьоне после бритья» или «как ты можешь жить без нового айфона, срочно продавай почку и покупай».

Да, охват аудитории невелик, но зато лояльность и эффективность зашкаливают.

Точно так же выглядят наши личные страницы с точки зрения работодателей — любые публикации в приватном пространстве, окруженные личными переживаниями и фотографиями, становятся эффективной рекламой в кругу виртуальных друзей.

Но вторжение в личную, нерабочую зону не ограничивается добровольно-принудительной рекламой, оно берет под контроль самопозиционирование и свободу самовыражения.

Социальные сети делают нашу жизнь прозрачной. В том числе и для работодателей. Уже сегодня, нанимая человека на работу, кадровые службы придирчиво оценивают страничку соискателя (поэтому почти треть людей, находящихся в поиске работы, редактирует свою страницу, а 15% закрывают ее от посторонних глаз).

После приема на работу контроль только усиливается. Если раньше, чтобы расстаться с сослуживцами, достаточно было по окончании рабочего дня закрыть за собой дверь офиса, то теперь общение на этом не заканчивается.

Как от физической эксплуатации был сделан шаг к эксплуатации эмоциональной, так контроль за сотрудником на работе дополняется контролем за его личной жизнью.

Компании начинают следить за страничками сотрудников, не только навязывая корпоративные публикации, но и манеру поведения, декларируемые ценности и сферу интересов. Чтобы быть успешным на работе, недостаточно ни профессиональных навыков, ни эмоционального труда, о котором пишет Хохшильд. Аккаунты в соцсетях в глазах работодателей являются продолжением своего хозяина, поэтому их содержание также должно соответствовать занимаемой должности и идеологии компании.

Работник хипстерской фермерской лавки должен пропагандировать здоровый образ жизни и веганство, сотрудник туристической фирмы — путешествия как образ жизни

Сотрудник фирмы, связанной с элитарными товарами и услугами, обязан позиционировать себя как ценителя luxury life, даже если ближайшие 15 лет ему предстоит выплачивать ипотеку за квартиру в Подмосковье, а сотрудник креативного агентства должен быть жизнерадостным и позитивным даже в глубокой депрессии.

Наверное, в идеале было бы здорово, если бы каждый работал там, где всегда мечтал, но наши трудовые реалии далеки от идеальных как никогда. Впрочем, сотрудники на высоких и презентационных должностях, напротив, могут подпустить эксцентричности и открытости — но тоже исключительно в рекламных, репутационных целях.

Но, по большей части, вмешательство в личное интернет-пространство проявляется ограничениями. Так, сотрудник алкогольной компании не может писать о вреде чрезмерного употребления, а сотрудник крупной корпорации высказывать мнение о коррупции и сговорах рыночных монополистов, и уж тем более нельзя позволить себе критику фирмы и всего, что с ней связано.

13 сотрудников Virgin Airlines были уволены за то, что в соцсетях обсуждали, что на самолете есть тараканы, а двигатели менялись четыре раза за год.

Сотрудник компании Argos, британского ретейлера, потерял работу за запись в фейсбуке после плохого рабочего дня: «Я работаю в Argos и не могу дождаться, когда уйду оттуда, потому что это дерьмо».

Сотрудник Apple был уволен за то, что плохо отозвался на своей страничке о своем личном айфоне. Стюардессу «Аэрофлота» уволили за издевательский твит об аварии Sukhoi SuperJet 100 в Индонезии (ее высказывание было грубым и неэтичным, но все же касалось самой машины, а не погибших людей). Самая же громкая история — это увольнение гвардейца Букенгемского дворца, высказавшегося в соцсетях о жене принца.

Может, в этом есть какой-то смысл, но как быть с правом на приватность и свободу слова? В России давление на сотрудников и их виртуальную жизнь усугубляется еще и тем, что работодатели нередко выступают в роли политических цензоров, не разрешая высказываться на острые темы всем, кто отметил в графе «место работы» свою компанию, а то и вовсе запрещая говорить о политике. Просто из соображения «как бы чего не вышло».

Нельзя представить, чтобы начальник распоряжался, о чем нам говорить в кругу друзей или на собственной кухне, но именно это и происходит в социальных сетях.

Где заканчивается охрана интересов компании и начинается вторжение в личную жизнь? Юристы говорят о необходимой лояльности работников к своей компании и корпоративной или брендовой репутации, и их слова как будто бы звучат убедительно. Но если мы принимаем эти аргументы, значит, репутация компании важнее, чем мысли и чувства людей?

Новые технологии появляются быстрее, чем мы успеваем ощутить их влияние на нас. Зато юристы и кадровые службы компаний думают на ход вперед. Уже сейчас они начинают внедрять внутренние инструкции и соглашения, связанные с поведением и публикациями сотрудников в социальных сетях, пересматривают трудовые договоры, в которых появляются пункты, позволяющие увольнять за негативные отзывы и даже «несоответствующее поведение» или неправильное самопозиционирование, идущие вразрез с идеологией компании.

Границы между приватным пространством и работой постепенно стираются, и это новые реалии, которые нам еще предстоит осмыслить.

Новости и материалы
Трамп попросил суд отложить запрет TikTok
В районе Курил произошло сильное землетрясение
Россиянам напомнили, какие витамины необходимы зимой
Британские СМИ сообщают о лоббировании Киевом изучения украинского языка
Украинские почтовые офисы столкнулись с массовыми поджогами
В Харьковской области военкомы и врачи договорились «зарабатывать» на уклонистах
ВСУ сбросили гранату на жителей Горловки в ДНР
Российский сенатор посоветовал датчанам присматривать за премьером, которая боится атак РФ
Автору Mr. Freeman не удалось оспорить штраф за дискредитацию ВС РФ
Подержанные китайские авто значительно упали в цене
В Хельсинки в Рождество произошло землетрясение
В России намерены обучить экипажи самолетов противодействовать новым авиаугрозам
Франция осудила израильского министра за вторжение на палестинские территории
Стало известно, что больше всего любят готовить россияне на Новый год
Хоккеист Капризов пропустит матч против «Далласа» в НХЛ из-за травмы
В Новороссийск прибыла помощь для ликвидации разлива нефти
Китайский клуб забрал вратаря, от которого отказался «Спартак»
Фицо объяснил переживания Словакии насчет прекращения транзита газа из России
Все новости